Погромы на Украине: за что на самом деле убили Петлюру

В нынешней Украине наряду со Степаном Бандерой «отцом-основателем» государственности считают «левого националиста» Симона Петлюру. Однако за пределами Незалежной имя атамана часто ассоциируется с кровавыми зверствами, в отместку за которые сам Петлюра был убит через несколько лет после Гражданской войны.

За что на самом деле убили Петлюру
© Русская семерка

Пули Шварцбарда

В 1919-1921 годах войска, подчинённые председателю директории Украинской Народной Республики Симону Петлюре, контролировали значительные территории, преимущественно на правобережье Днепра.

Вопрос о преступлениях, совершённых петлюровцами, был поставлен на судебном процессе в Париже. Именно здесь осел изгнанный с родины Петлюра, и здесь же 25 мая 1926 года он нашёл смерть от рук Самуила Шварцбарда. Убийца пять раз выстрелил в украинского политика на улице.

"Это тебе за еврейскую кровь!"

– воскликнул стрелок, окружённый толпой шокированных парижан.

Шварцбард был схвачен французской полицией, которая фактически спасла его от немедленной расправы со стороны горожан. Объясняя мотивы своего поступка, еврей заявил, что мстил «украинскому генералу, стоявшему во главе армии варваров» за свою семью, погибшую на Украине.

Погромы на Украине

По оценкам историков, с 1917 по 1921 год на территориях, подконтрольных петлюровцам, произошло 2000 погромов, от которых пострадало 700 еврейских населенных пунктов.

Только зимой 1919 года «Красный крест» насчитал 50 тысяч убитых в результате погромов в УНР. Среди погибших были и 15 родственников Самуила Шварцбарда. Как правило, от населения того или иного еврейского местечка сначала требовали заплатить выкуп, а если жители не могли этого сделать, украинцы применяли оружие.

По свидетельству медсестры Хаи Гринберг, погромщики убивали евреев, выкрикивая имя Петлюры.

"Петлюра мог остановить это, но он не слушал наши мольбы",

- утверждала она. На судебном процессе в Париже сторонники Петлюры привели две сотни документов, указывавших на то, что лидер УНР порицал антисемитизм, распространившийся среди его солдат. Однако слова Петлюры оставались лишь пожеланиями – открыто ссориться со своими войсками атаман не желал, о чем сам заявлял, например, отвечая представителям еврейской делегации на станции Мамеевка. Очевидно, погромы, сопровождавшиеся грабежами, позволяли несколько улучшить финансовое положение бойцов Директории. Дозволенные изнасилования евреек также поднимали «боевой дух» украинцев, которым в годы Гражданской войны приходилось несладко.

Даже если Петлюра, как считает ряд современных украинских историков, лично не организовывал погромы, его вина, как минимум, заключается в слабом контроле за действиями своих вояк.

В тех случаях, когда глава украинского правительства устраивал показательные суды над виновниками зверство, это было не более чем инсценировкой. Например, согласно одной из версий, вопреки собственному приказу о расстреле Петлюра освободил из-под стражи атамана Ивана Семесенко, гайдамаки которого убили 1200 человек в городе Проскурово (ныне Хмельницкий). Во время резни украинцы рубили евреев саблями и забрасывали их дома гранатами.

Приведенные во время суда в Париже факты подобного рода склонили присяжных на сторону Самуила Шварцбарда. Несмотря на явные доказательства убийства, произошедшего на глазах свидетелей в центре французской столицы, еврей-мститель был оправдан.

«Память»

Среди украинских националистов память о петлюровских погромах сохранялась долгие годы. Например, массовое убийство евреев во Львове, произошедшее 25 июля 1941 года, боевики ОУН (запрещена в России) окрестили «священной местью» за убийство Петлюры. За два дня в городе было убито 2 тысячи евреев – их освободившиеся квартиры занимали украинские «милиционеры», действовавшие в связке с фашистами. В других городах Галиции в те дни также прошли аналогичные «акции в честь Петлюры», общее количество жертв которых составило около 24 тысяч человек.

Отметим, что после 1991 года на Украине было установлено несколько памятников Петлюре, а в Израиле улицы ряда городов названы в честь Самуила Шварбарда.