Почему в СССР объявили генетику лженаукой
Запрет такой научной дисциплины, как генетика в Советском Союзе произошел в конце 1930-х годов и продолжился почти до 1965 года. Вопрос здесь, впрочем, не касался науки, а скорее имел отношение к идеологическому диспуту. "Рамблер" рассказывает, по какой причине вокруг раздела биологии разгорелись нешуточные страсти, вылившиеся в весьма негативные последствия.
До конца 30-х годов прошлого века советская генетика развивалась бешеными темпами: ученые, возглавляемые Николаем Вавиловым достигали успехов в исследованиях, а в 1933 году в Академии наук СССР был создан Институт генетики.
Стоит отметить, что даже наука в те времена была политизирована и находилась под контролем догм Маркса и Энгельса, за чем и осуществлялся строгий контроль со стороны руководства страны.
В годы большого террора досталось и генетике: Лысенко и Презент, находящиеся у властей на хорошем счету начинают борьбу с генетиками; в 1938 году первый становится президентом ВАСХНИЛ, смещая с поста Вавилова. Все это зиждется на различных доносах и провокациях. Вот один из примеров письма Сталину:
"Вавилов всегда горой стоит за вредителей… Не было случая, чтобы Вавилов о ком-либо из установленных вредителей… сказал, что они преступники" - вице-президент Академии наук Бондаренко и парторг Климов от 27 марта 1935 года.
Далее следует арест Вавилова, а потом он в 1943 году погибает в лагерях. Лысенко же продолжает свою деятельность, а с получением поддержки Сталина официально объявляет генетику лженаукой: в 1948 году такое определение звучит на сессии ВАСХНИЛ, а 14 июня 1939 года в центральной советской печати объявили, что генетика противоречит марксисткой диалектике. После такого выступления исследования в данной области прикрыли.
Оттепель закономерно наступает со смертью Сталина. Тогда первые ростки научных изысканий пытаются прорваться сквозь толстый слой лысенковщины. Впрочем, главу ВАСХНИЛ поддержал Хрущев, что позволило агроному продолжать свои действия.
Окончательное восстановление генетики в правах состоялось в 1965 году, когда Лысенко сняли с должности. Тогда генетика наконец была реабилитирована, однако почти 25 лет простоя все же дали о себе знать, и советская наука больше не была на одном уровне с зарубежной.