«ЧЗ-293»: Мощнейший бункер Сталина. Крепче был только в скалах Урала

70 лет назад, в начале 1950 года, началось строительство, пожалуй, самого мощного бункера Сталина, который решено было возвести в районе станции метро «Таганская». Почему же вождь всех времен и народов решил соорудить столь прочное укрытие практически в самом центре Москвы? На это были существенные основания.

«ЧЗ-293»: мощнейший бункер Сталина
© Свободная пресса

17 июля начала свою работу Потсдамская (или, как ее еще называют, Берлинская) конференция глав стран-победительниц во Второй мировой войне. Когда повестка дня была уже практически исчерпана, президент США Гарри Трумэн, заменивший на этом международном форуме Рузвельта, доверительно сообщил Генералиссимусу Сталину о том, что в Америке создано и испытано оружие небывалой разрушительной силы.

Как вспоминал потом Трумэн, к его удивлению, советский вождь никак не отреагировал на это сообщение, так что у американского президента и премьер-министра Великобритании Черчилля сложилось впечатление, что Сталин даже не понял, о чем идет речь. На самом деле Иосиф Виссарионович прекрасно все понял.

Ведь и в СССР еще с 1943 года советские ученые под руководством академика Игоря Курчатова трудились над созданием собственной атомной бомбы. Но главное – вождь давно уже отдал все соответствующие распоряжения – и не только об атомном проекте. Но и озаботился на предмет создания надежного щита вокруг столицы – плотного кольцевого рубежа системы ПВО, берущего Москву под защиту от возможного прорыва стратегических бомбардировщиков США, способных нести ядерное оружие.

Именно поэтому Сталин решил, что просто бункер, призванный спасти от прямого попадания атомной бомбы, – это хорошо. Но еще лучше, если бомбоубежище это будет защищать еще и мощная система ПВО. И идеальным местом для строительства укрепления является Таганский холм. Дело в том, что под Таганкой грунт оказался очень прочным, как будто специально предназначенным для сооружения здесь крепкого подземного бункера.

А в связи с предстоящими вызовами, которые вставали перед нашей страной, необходимо было, чтобы бункер стал тем штабом, из которого можно было, в случае ядерного вторжения, осуществлять руководство и войсками, и правительством.

«Бункер был необходим для того, чтобы сохранить управление и войсками, и страной в момент ядерного нападения, – считает военный эксперт Василий Дандыкин, – чтобы они могли руководить отпором непосредственно нападавшему противнику».

Надо заметить, что к тому времени бункеры для возможного размещения высшего руководства страны и, конечно же, Сталина были построены во многих городах СССР: Горьком, Саратове, Ульяновске, Сталинграде, Ярославле, Казани и Москве (в Измайлово и на станции метро «Кировская»). А также Куйбышеве (Самаре), где с комфортом могла разместиться резервная Ставка Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР. Это бомбоубежище с личными апартаментами Иосифа Виссарионовича залегало на глубине 37 метров и было сдано еще в начале 1942 года. Но одно дело обычные бомбы. И совсем другое – ядерный взрыв. Как поведут себя многочисленные железо-бетонные укрепления, попади они под воздействие сверхмощного нового оружия?

Разработку технической документации поручили зарекомендовавшей уже себя организации «Метропроект». И осенью 1947 она была готова. А проект получил название «ЧЗ-293» («чертежное задание № 293») или «Объект-02» (порядковый номер супербункера). По некоторым данным, первый бункер Хозяин распорядился построить непосредственно под Кремлем. Есть и еще одно название: «Бункер-42», где «четверка» – это степень противоатомной защиты. По утвержденному проекту, срок его службы составлял 400 лет!

Но в 1947 году еще не было окончательно ясно, на какой глубине строить бункер. Именно поэтому все практические доводки проводились в момент испытания первой советской атомной бомбы – 29 августа 1949 года на Семипалатинской полигоне. Кроме наземных в казахской степи были построены и целые лабиринты подземных сооружений с тоннелями, выстроенными из разных марок бетона и стали, чтобы опытным путем выбрать нужные стройматериалы.

«Строились объекты различной глубины и разного типа, небольшого объема площади, и, соответственно, туда помещались экспериментальные животные, – рассказывает директор музея «Бункер-42 на Таганке» Сергей Каменский. – После этого оказалось, что животное выживает на глубине более 50 метров». Вследствие этого и добились соответствующих результатов. «И вот пришли к выводу: глубина должна быть где-то в районе 70 метров, – резюмирует Василий Дандыкин, – 65 метров стала глубина рабочих помещений этих тоннелей, которые закладывались для того, чтобы разместить руководство страны».

Строительство начинали лишь после того, как прекращалось движение поездов метро. Более того, при численности рабочей смены в 600 человек (а работы проводились в 300 различных помещениях) соблюдались строжайшие правила секретности, чтобы люди ни в коем случае не пересекались друг с другом.

«В техническом задании у «Метрострой отряда» было написано, что они строят понижающую станцию для метро "Таганская-Кольцевая", – рассказывает Сергей Каменский. – То есть они фактически не знали, что они строят конкретно». «Прибытие на данный объект осуществлялось небольшими группами по 10-15 человек, последовательно. То есть, например, кто-то прибывал к 10.00, кто-то к 10.15, кто-то к 10.30 и так далее, – продолжает директор музея. – Потому что если 600 человек в одно и то же время придут на свои рабочие места, то у людей на улице, вызывало бы это подозрение».

Основные строительные работы были завершены в 1952 году. Но товарищ Сталин так и не дождался «новоселья»: монтаж систем жизнеобеспечения начался только в апреле 1953 году, а в следующем – начали прокладывать еще и коммуникации связи. Все необходимые работы были закончены лишь в 1956 году. Однако уже через несколько лет после постройки бункер уже морально устарел: и бомбы стали на порядок мощнее, и точность их попадания улучшилась.

Говорят, что на Урале, в сверхпрочных (гранитных и базальтовых) породах, был в свое время построен секретнейший бункер для Сталина на случай Третьей мировой войны. Но все данные о нем откроют не ранее, чем через 100 лет – к середине 2050 года. Что ж, хоть наши внуки узнают всю правду о том, где собирался, но так и не успел спрятаться товарищ Сталин.