Почему закрыли проект советского танка на воздушной подушке

Проект танка на воздушной подушке или же, согласно документам Московского авиационного завода №84, "Земноводного подлетающего танка" находился в разработке в 1930-х годах. "Рамблер" рассказывает, про заморозку проекта и его частичное возобновление спустя более чем 20 лет.

Как в СССР отказались от нового танка
© Открытые источники

Первые реальные результаты опыты в создании судов на воздушной подушке показали к середине 1930-х годов. На тот момент ключевым звеном конструкторской деятельности был выдающийся инженер В. И. Левков, который еще в работе 1925 года обосновал возможность разработки СВП. Лабораторией под руководством ученого в 1934 году был создан первый в мире катер на воздушной подушке Л-1. Позже Левков переключился на более необходимые советской армии машины.

В конце 1937 года проект "Земноводного подлетающего танка" дошел до стадии разработки макета в масштабе 1:4. Впрочем, дальше дело не продвинулось: по одной из версий, проект создания бронированной машины не получил поддержки от военных.

Данные о СВП не блещут подробностями, а сама оценка возможностей танка не может быть осуществлена в полной мере из-за отсутствия полноценного опытного образца.

Согласно ряду источников, аналогичный проект в то же время разрабатывал авиаконструктор П. И. Гроховский, автор идеи бронеавтомобиля на воздушной подушке, который также не получил развития.

Помимо вышеописанного проекта в начале 1960-х годов был представлен опытный ходовой макет танка на воздушной подушке, названный "Объект 760". Проект был разработан в рамках исследований возможности и целесообразности применения воздушной подушки для сухопутных боевых машин.

В ходе испытаний единственный экземпляр прошел испытания в различных условиях, показав высокие характеристики по части проходимости и маневренности по сравнению с легким танком ПТ-76. Отличительной чертой "Объекта 760" стала недосягаемость противотанковых мин, не срабатывавших ни под гусеницами, ни под юбкой, а хоть сколько-нибудь реагирующие на боевую машину противопехотные заряды не являлись проблемой для танка.

Ходовая часть машины состояла из гусеничного движителя и вспомогательной воздушной подушки камерного типа, которая разгружала вес "Объекта 760". При частичной разгрузке гусеничные ленты поддерживали контакт с поверхностью, что положительно влияло на управляемость и проходимость. Танк обладал двумя нагнетателями воздушной подушки, располагавшимися в центральной части корпуса, между боевым и моторно-трансмиссионным отделениями.

Что же касается закрытия как первого, так и второго проекта, то официальные причины неясны до сих пор. В данном случае остается довольствоваться лишь слухами и догадками.