Войти в почту

За что Александр III выгнал евреев из Москвы

Антиеврейские законы издавались российскими правителями на протяжении долгих веков, все более разрастаясь и ужесточаясь. Только во времена царствования императора Александра II евреи получили некоторые послабления. Однако уже следующий государь Александр III велел им всем покинуть территорию Москвы.

За что Александр III выгнал евреев из Москвы
© "Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца" 1885—1886, И. Репин

Царский указ и его исполнение

В 1891 году должность московского генерал-губернатора занял брат императора Александра III Сергей Александрович, который считал, что целью всей его жизни является ограждение Москвы от «семитов». В марте того же года Александр III подписал высочайшее повеление о выселении большей части евреев из города. Ремесленникам, механикам, мастерам приказано было выехать из Москвы и Московской области. К тому моменту численность евреев, проживающих на указанной территории, составляла около 25-35 тысяч человек. По приблизительным подсчетам это 3 % от общего числа городских жителей. Объявление о новом указе императора появилось в прессе 28 марта, как раз в тот день, когда все евреи отмечали один из главнейших иудейских праздников Песах. В первую очередь полиция взялась за нелегалов и ремесленников, а к концу срока исполнения повеления, назначенному на 14 января 1892 года, дело дошло и до солдат, которые, выйдя в отставку, после службы оседали в Москве.

Предшествующая политика

На решительные меры, касательно еврейского населения, предпринятые Александром III, в определенной степени повлияла политика предшествующего императора Александра II, который облегчил жизнь евреям. Тогда евреи стали призываться на военную службу на общих основаниях, а евреям-купцам было разрешено останавливаться в городах. Послабления коснулись и выбора места для проживания, профессии и образования. Благодаря подобным указам население Москвы довольно быстро увеличивалось. Более половины жителей Москвы еврейского происхождения занимались торговлей, промышленностью и, разумеется, банковским делом. На момент подписания повеления о выселении около 20% купцов высшей гильдии были евреями. Министр внутренних дел Игнатьев утверждал, что реформы Александра II евреи использовали для того, чтобы начать контролировать экономику и подвергать коренное население эксплуатации. Игнатьев призывал нового императора принять самые срочные меры по борьбе с вредоносными действиями со стороны еврейского населения. Кроме того убийство Александра II также было объявлено делом именно еврейских рук.

Погромы и «Временные правила»

В 1881 году, то есть тогда, когда и был убит Александр II, по стране прокатилась целая волна так называемых еврейских погромов. Евреев избивали до смерти, громили и поджигали их магазины и дома. Масла в огонь подливала и антисемитская пропаганда в прессе, а также массовое обнищание крестьян, для которых евреи-ремесленники теперь составляли большую конкуренцию. Обеспокоенный погромами, на встрече с представителями еврейского сообщества Александр III высказал свою полную уверенность в том, что причиной вражды к евреям является их экономическое господство и эксплуатация коренного населения. Уже в мае следующего 1882 года в свет вышли «Временные правила», которые сняли все послабления, сделанные Александром II в отношении еврейского населения, и заново наложили ограничения на их права.

Многие историки считают, что в создании «Временных правил» и в выселении евреев из Москвы в 1891 году не последнюю роль сыграл и Константин Победоносцев - обер-прокурор Святейшего синода, который никогда не скрывал своего отношения к евреям. «Забрав в свои руки почти всю торговлю, они производят ее главным образом по воскресным и праздничным дням в ущерб религиозно-нравственной жизни православных христиан. Везде людно и шумно и только в храмах Божьих в эти дни пусто» - так писал Победоносцев в своем отчете за 1890-91 годы.