Налетчики на катерах: кто возродил морское пиратство

Военный вертолет кружил над морем, пока не заметил два катера у острова Масбате. Десять бандитов высадились на пустынном пляже и ушли в глубь леса. Началась облава. 26 марта 1966 года филиппинского пирата Исабело Майора приговорили к пожизненному заключению.

Кто возродил морское пиратство
© © AP Photo / Farah Abdi Warsameh

Его считают родоначальником пиратства в XX веке. Майор был жесток и долгое время удачлив. Банда действовала в акватории Филиппин на двух катерах: желтом и синем. Увидеть их приближение означало большую беду.

"Крот" – помощник атамана

Исабело Майор предпочитал ночную тактику. Сначала из темноты на пассажирское судно направляли мощные прожекторы. Затем два катера нарезали вокруг него сужающиеся круги. Если судно не останавливалось, пираты начинали стрелять. Поднимались на борт. Грабили. Возвращались на катера и уносились в темноту. Прятались то на одном, то на другом острове – в Филиппинском архипелаге их множество. Банда Майора орудовала и на суше. В полицейской форме шли в банк, в ювелирный магазин, в богатый дом. Тех, кто сопротивлялся, убивали. Три года пиратов не могли поймать, несмотря на усилия армии и флота. У банды был "свой человек" на высоком уровне, который предупреждал об опасности.

© © РИА Новости / Михаил Фомичев

Через 30 лет после Майора Юго-Восточная Азия превратилась в "столичный регион" морского пиратства. В 2000-м году там было 242 случая из 460-ти нападений во всем мировом океане.

Подобное "лечится" подобным

Сегодня очаг пиратства переместился к Африке. "Проблема острая, но решаемая", – говорит первый заместитель председателя Российского профессионального союза моряков Игорь Ковальчук:

"Когда была серьезная ситуация в Сомали, гражданские суда, проходящие Аденский залив, начали брать с собой военизированные группы. Как только бандиты стали встречать огневой отпор, их дело сошло на нет. Теперь основной очаг в районе Нигерии: ряд стран с неоднозначной криминальной и политической обстановкой. Трудность в том, что охрану судов там должны обеспечивать государства, обладающие юрисдикцией в этих территориальных водах. Но у них не хватает сил. Поэтому участились случаи захвата заложников для выкупа. Обычный грабеж тоже присутствует".
© © РИА Новости / Игорь Зарембо /// СКР "Ярослав Мудрый"

Очаги пиратства находятся под наблюдением военных судов разных государств мира. Они сопровождают свои торговые караваны. Российские идут под конвоем кораблей Балтийского флота. Так, 19 марта сторожевой корабль "Ярослав Мудрый" провел мимо берегов Сомали трубоукладочное судно "Академик Черский". Для большего спокойствия, выходя из Шри-Ланки, "Академик" отключил устройство передачи данных по автоматической индикационной системе. У современных пиратов не только оружие – "компьютерно грамотные" среди них тоже есть.