Как наказывали на Руси за измену православной веры
Долгие столетия Российское государство объединялось православной верой. Страна была крепка, пока народ почитал Бога на небе, царя — Божьего помазанника, на земле, а страну называл Третьим Римом — хранителем веры и всей Земли до последних времен.
Православие всегда нуждалось в защите от дьявольских козней врагов России. С одной стороны его, словно жуки-древоточцы, точили сектанты, расплодившиеся в Поволжье, на Урале и в Сибири, с другой — оно все время проверялась на крепость католиками, униатами и мусульманами. Поэтому не раз властители были вынуждены издавать законы, оберегающие веру и карающие вероотступников.
От отдельных указов — к своду законов
В 1284 году в Новгороде еретические рукописи сжигали на голове тех, кто их хранил, — об этом сказано в Кормчей книге. В 1438 году на Руси за отступление от веры сжигали живьем или закапывали в землю. По Соборному уложению 1649 года вероотступников полагалось сжигать, а тех, кто мешает проведению служб в храмах — «казнить без всякой милости».
Однако время шло, наказания становились более либеральными, но власть по-прежнему старалась защитить идеологическую основу государства. Остро эта проблема встала в XIX веке, когда идеи либерализма стали проникать в разные слои общества, а дворянство увлеклось масонством. Поэтому в 1846 году появилось «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», большая часть которого была посвящена вопросам веры. В разделе «О преступленiях против веры и нарушнiй ограждающих оную постановлений» было 8 статей, в разделе «О отступлении от веры…» — 16 статей, в разделе «О ересяхъ и расколахъ» — 12 статей, в разделе «О уклоненiи от исполненiя постановленiй церкви» — 5. Еще 35 статей находилось в других разделах, в которых указывались наказания за уголовные деяния против священников или церковного имущества. Таким образом, в XIX веке появился целый свод законов, которые охраняли православную церковь, ее имущество и святыни от посягательств.
За богохульство — каторга, за «недонос» — тюрьма
По новому Уложению, те, кто публично в храме хулил Святую Троицу, Христа, Богородицу и Святых, должны были лишиться имущества и гражданских прав и подлежали публичной порке плетьми, клеймению и ссылке на каторгу сроком от 12 до 15 лет. Если богохульство произносилось в ином собрании, то срок каторжных работ «на заводах» уменьшался до 6—8 лет. Такое же наказание полагалось за принародное хуление веры, Православной церкви, Библии или Даров. Если же человек богохульствовал в тесной компании, то его бичевали, клеймили и ссылали в Сибирь на поселение (ст. 183). За «недонос» могли заключить в тюрьму на срок от 6 месяцев до 1 года или посадить под арест сроком от 3 недель до 3 месяцев. Если человек был пьян, то наказание смягчалось — богохульнику грозило заключение в тюрьме или в смирительном доме сроком до двух лет. Предварительным бичеванием и ссылкой в отдаленные районы Сибири с наказывались люди, распространяющие богохульные тексты или их продающие (ст.187).
Уродование образов, икон или распятий каралось поркой и ссылкой. При этом изуродованные иконы отбирали и сжигали.
За отступление от веры — каторга, за «совращение» — ссылка
Если кто-то подговаривал православного сменить веру, его пороли с особой жестокостью, клеймили, а если выяснялось, что преступник прибегал к силе, его ждала каторга сроком от 12 до 15 лет. По ст. 191 вероотступника лишали гражданских прав, назначали опеку над имением и отправляли в монастырь — для вразумления и увещевания. По статье 192 ни иудеи, ни магометане, вступившие в брак с христианами, не имели права воспитывать детей в своей вере, а если препятствовали их воспитанию в православии, то брак расторгался, а сами они, лишившись прав, ссылались на окраины империи.
По ст. 193 евреям не дозволялось держать слуг-христиан, чтобы они не могли их «совратить», за это полагался штраф — 5 рублей в день. Если евреи держали у себя православных служанок, то штраф достигал 100—200 рублей. Совративший православного в католичество или униатство по ст. 195 наказывался лишением гражданских прав и ссылкой под Тобол или под Томск, а при наличии отягчающих обстоятельств к наказанию добавляли порку. Перешедших из православия в другую христианскую конфессию направляли к священникам — для вразумления, а их дети и крепостные переходили под опеку.
Крепостных закон защищал
За проповедь раскола и еретических учений полагалось заключение в смирительном доме на срок от 1 до 2 лет, «рецидивистов» заключали в крепость на срок до 6 лет, а если человек не унимался, то его пороли розгами и на 4 года отправляли в арестантские роты или ссылали в Сибирь. Уклонение от воспитания детей в православии каралось тюремным сроком от 1 до 2 лет, а дети переходили под опеку к родственникам или опекунам.
Статья 199 защищала крепостных крестьян от насилия владельцев. Ни мусульманин, ни католик, владеющий крепостными, не мог заставить их переменить веру. Препятствование Таинству крещения наказывалось тюремным заключением на полгода или сроком до тех лет в смирительном доме. Православных крепостных преступник лишался. Католический или униатский священник, причастивший православного, в первый раз удалялся «от места» на полгода, во второй раз с него снимали сан и помещали под надзор полиции.
Скопцам и молоканам — вечная Сибирь
За ересь ссылали на Кавказ, в Закавказье или в отдаленнейшие места Сибири и Дальнего Востока. Навязывание сектантства силой каралось каторгой до 15 лет. Духоборцев, иконоборцев, молокан, иудействующих, скопцов высылали в Закавказье, оттуда — в Сибирь, из Сибири — на Сахалин. За ложь о вероисповедании отдавали «в Кавказский корпус», даже если преступник не был годен к службе. Оскопившие себя граждане высылались в Сибирь, а оскопивших других пороли розгами и отправляли на каторгу на 6 лет. Если обращенный в православие иноверец продолжал придерживаться своих традиций — ему делали внушение.
В XX веке законодательство стало еще более либеральным. При императоре Николае II было разрешено переходить из православия в другую религию — правда, при этом человек терял право оставаться на госслужбе. Все это в конце концов привело к вольнодумству, отказу от христианских ценностей и к революции.