Как связаны 8 апреля и смертоносная бубонная чума в Москве

В условиях пандемии коронавируса мир вспоминает самые страшные эпидемии прошлого. Как выяснил "Рамблер", сегодняшняя дата в календаре когда-то сильно повлияла на будущее Москвы.

Как связаны 8 апреля и смертоносная чума в Москве
© Улица в Китай-городе в 17 веке, Васнецов

Так, 8 апреля 1771 года Екатерина II подписала указ, повелевающий срочно предпринять меры для спасения Москвы от бубонной чумы.

"Черная смерть" терзала мир уже несколько веков, но Россия от нее страдала гораздо меньше, чем Европа. Но вот во время войны с Турцией 1768-1774 годов, отечественные войска вошли в Молдавию, где уже тогда бушевала эпидемия бубонной чумы.

Русские солдаты возвращались домой с трофеями и со смертельной заразой. К 1770 году страшная болезнь пришла в Брянск, а следующей на ее пути была столица.

Первые зараженные появились в жилом доме Московского генерального госпиталя и из 27 заболевших в живых осталось только пятеро. Примитивные карантинные меры помогли, казалось бы, приостановить турне чумы по Москве.

Однако к марту 1771 года несколько рабочих Большого суконного двора в Замоскворечье. Но администрация мануфактуры решила минимизировать убытки и не останавливать производство, умолчав происходящее от городского начальства. Умерших тайно хоронили по ночам, но слухи все же дошли до "верхушки".

Осознающие серьезность ситуации высокопоставленные врачи доложили о происходящем Екатерине II, однако она отказалась вводить в Москве полный карантин. В городе смогли лишь закрыть зараженную мануфактуру, но было уже поздно.

Рабочие не понимали, что происходит, и разъезжаясь по окраинам разносили эпидемию по всей Москве. Закрывались университеты, лавки, мастерские, в день умирало около тысячи человек и вскоре паника парализовала городскую жизнь. Испуганная власть покинула город: генерал-губернатор Салтыков уехал в свою усадьбу в Марфино, за ним последовали обер-полицмейстер Юшков и другие чинновники.

Москва осталась без власти и вскоре некому стало убирать трупы с улиц. К "черной смерти" добавились мародерства и грабежи.

К 8 апреля 1771 года Екатерина II уже не могла бездействовать. Указ о строгом карантине и решительные действия ее отставленного фаворита Григория Орлова помогли побороть эпидемию за несколько месяцев, однако "черная смерть" успела унести жизни половины населения города.