В России решили изменить дату окончания Второй мировой войны. Что об этом думают историки?
Госдума неожиданно перенесла день празднования окончания Второй мировой войны со 2-го на 3 сентября. Документ приняли сразу во втором и третьем чтениях — основном и окончательном. Теперь его должен одобрить Совет Федерации. При этом совсем недавно, в 2010 году, в России решили праздновать эту дату 2 сентября, когда на самом деле в 1945 году был подписан акт о капитуляции Японии и Вторая мировая закончилась. «Лента.ру» решила узнать у историков, что они думают об «историческом» решении Госдумы.
Константин Залесский, историк:
Это совершенно некорректно установленный праздник, потому что подписание капитуляции Японии было совершено 2 сентября. Если в истории с 8 и 9 мая все понятно, потому что там была разница во времени — то есть, по европейскому времени это было 8 мая, а по нашему уже 9-е — то в случае с подписание капитуляции Японии 2 сентября такой временной разницы не было. Для нас [в отличие от капитуляции Германии] это тоже произошло 2 сентября.
Впрочем, дата не случайна. У нас уже отмечали 3 сентября в сталинское время. В 1945 году празднование установили на 3 сентября, было обосновано. Дело в том, что тогда праздник установили «на завтра». То есть, событие сегодня случилось, а завтра мы его празднуем. А оставлять вот это «на завтра» ежегодным праздником, это порочная система. Если хотели установить праздник окончания Второй мировой войны, то это, естественно, должно быть 2 сентября.
Почему сейчас дату перенесли на 3 сентября, я не знаю. Если это сделано в угоду сталинскому празднованию, то это, на мой взгляд, глупость.
Если посмотреть, как появилось 23 февраля, то можно сделать вывод, что это вообще за гранью понимания. Когда решили отметить годовщину создания Красной армии, было принято решение его отпраздновать в ближайшее воскресенье, в день сбора пожертвований для Красной армии. А на следующий год уже сказали: мы же в прошлом году праздновали 23 февраля? Приказ о создании Красной армии, естественно, был гораздо раньше.
Здесь та же самая система [была изначально]: отпраздновали в прошлом году 3 сентября, и сейчас отпразднуем 3 сентября. Это глупость, естественно. Но ее и отменили довольно быстро. А чем сейчас руководствуются наши депутаты, я не могу понять.
А не стали восстанавливать празднование Дня победы над Японией, как это сделали с 9 мая в 1965 году, наверное, вот почему. Все дело в том, что победа над Германией была достигнута в ходе тяжелейшей кровавой войны, в которой мы победили с трудом. Мы смогли переломить ход войны ценой больших потерь, освободить Европу и одержать победу. С Японией мы не воевали до 1945 года, у нас был мир.
В 1945 году у нас была кампания великолепная, прекрасно разработанная, которую провели хорошо подготовленные войска и маршалы, прекрасно отработавшие ведение военных действий. Наши потери, когда мы освободили весь Китай, были меньше, чем в любой операции 1941 года. И в принципе это был завершающий этап Второй мировой войны.
Но там не было такого, что победа — это всенародный праздник. В войне с Германией шла речь о выживании нашей страны, а тут это был вопрос союзнического долга с одной стороны, а с другой — это политическое мероприятие, потому что нам нужно было привести к власти в Китае те силы, которые нам были нужны. И, соответственно, не было такого напряга в войне. Победа над Германией действительно была выстрадана.
Точно так же, когда мы говорим о победе над Наполеоном, мы вспоминаем войну 1812 года. Мы не говорим о зарубежных походах и вступлении в Париж. Мы, конечно, это имеем ввиду, но победа для нас здесь то, что мы выгнали Наполеона из России, когда Кутузов сказал, что война закончена.
То есть, 9 Мая — это праздник именно всенародный. А та же самая победа над Японией — да, победа в войне, но таких войн у нас было очень много.
9 Мая — это не просто день воинской славы, а 3 сентября, наверное, не может быть днем никакой славы, но вот 2 сентября — вполне, потому что операция была проведена замечательно. Да, эта операция против Японии была очень масштабной, но та же Ясско-Кишеневская операция [29 августа 1944 года] тоже была очень крупной и проведена великолепно, тогда из войны были фактически выведены две страны — Болгария и Румыния.
Михаил Супрун, историк:
Я думаю, что перенос празднования окончания Второй мировой войны Государственной думой — это, наверное, не очень правильно. Реально весь мир отмечает окончание Второй мировой войны 2 сентября, и, по идее, мы должны вписываться. Что касается 8 и 9 мая, здесь тоже наблюдается разница. Может быть, Госдума хотела показать, что наша война — это не «их» война, что наша война выделяется, отличается от «их» войны? Возможно, именно с этим все и связано.
Мы отмечаем 9 Мая. Вместо 8 Мая, которое отмечает вся Европа, когда была подписана безоговорочная капитуляция Германии, но подписана не теми, кому надо (По распространенной версии, Сталин был недоволен подписанием 7 мая 1945 генералом Суслопаровым от имени СССР Акта о капитуляции Германии во французском городе Реймсе (капитуляция объявлялась с 8 мая). Известна такая цитата советского лидера:
«Капитуляция должна быть учинена как важнейший исторический акт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия, — в Берлине».
Это и было сделано в ночь на 9 мая — «Лента.ру»). И с 3 сентября, видимо, решили сделать то же самое. Иначе я это объяснить не могу. Получается, что из Второй мировой войны мы решили выделить свою войну, хотя здесь имеет место полная неразбериха с периодизацией Второй мировой и Великой Отечественной войны.
Это более чем странно — возвращаться к периоду 1954-1947 годов, чтобы отмечать 3 сентября вместо 2-го. 3 сентября 1945 года ничего не происходило. 2 сентября был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии, который от СССР подписал никому не известный генерал Деревянко. Именно от этого срока было отсчитано 20 дней для продувки трубы по ленд-лизу, например. И до 21 сентября нам еще шли ленд-лизовские поставки. Отсчет шел от 2 сентября, от подписания на линкоре «Миссури» Акта о безоговорочной капитуляции Японии. А не от 3-го или какой-то другой даты.
Кстати, популярное объяснение, что у нас День Победы над Германией отмечается 9 мая, а не 8-го из-за того, что в Москве в момент подписания Акта о безоговорочной капитуляции было за полночь, неверно. Там было два подписания. Один документ был подписан 8 мая в Реймсе, но без участия Жукова, а второй — 9 мая в Берлине, уже при участии Жукова.
В случае с Японией ничего такого не было.
Николай Сванидзе, историк, телеведущий:
Значение 9 Мая и Дня окончания Второй мировой войны несопоставимо в нашей исторической памяти. В восприятии людей реально война окончилась именно 9 мая. Капитуляция гитлеровской Германии была главным восклицательным знаком в завершении Второй мировой. Что касается последовавшей за этим победы над Японией, к которой в немалой степени приложили руку и мы, Советский Союз (хоть в основном это было дело Соединенных Штатов, потому что Японию во Второй мировой войне они как бы взяли на себя), но тогда уже все было ясно. Это как бы послесловие к войне.
Другой вопрос, что Сталин спустя несколько лет после войны отменил празднование и 9 Мая и Дня окончания Второй мировой, потому что у него были комплексы в отношении войны. Он понимал, насколько огромна степень его вины в том, что начало ее сложилось так трагически, и были такие колоссальные цифры человеческих потерь. Он, по-видимому, боялся, что ему зададут вопрос:
«Иосиф Виссарионович, а чего так получилось-то? Чего столько народу погибло? Чего ты всю верхушку армии уничтожил перед войной? Почему, несмотря на все предупреждения, нападение немцев стало для тебя неожиданным? Почему у нас к концу 1941 года было три миллиона в плену и два миллиона погибших?».
Он ждал этих вопросов.
Плюс, фронтовики, пришедшие с войны, были менее управляемы, чем до войны, потому что они стали победителями, у них было совершенно другое чувство собственного достоинства, нежели ранее. Как декабристы веком ранее. Несмотря на то, что это была великая победа, у него война, по-видимому, вызывала противоречивые эмоции. Он не хотел празднования и отменил его. И только Брежнев его вернул в 1965 году.
2 сентября капитуляцию Японии принимал в том числе и советский генерал. Никаких основания передвигать этот праздник на 3 сентября нет вообще. Мне пришло в голову вот что: 3 сентября это день освобождения детей в Беслане. Я не исключаю, что Государственная дума решила «прикрыть» этот трагический день праздником окончания Второй мировой войны. Если я не ошибаюсь, это очень плохая идея. Но других основания передвигать День окончания Второй мировой войны со 2 сентября на 3-е я не вижу.
Олег Будницкий, историк:
Я не знаю, чем руководствовались депутаты, принимая такое решение, но я думаю, от этого 2 сентября не перестанет быть днем окончания Второй мировой войны. Вообще, Акт о безоговорочной капитуляции Японии подписали 2 сентября на борту американского линкора «Миссури», это есть во всех школьных учебниках. Я не знаю, что нового открыли депутаты в этой истории.
Чем руководствовались в 1945 году, когда устанавливали этот праздник, я не знаю. Но чем бы не объясняли, выглядит это в высшей мере странно. Любому школьнику, внимательно изучавшему учебный материал, известно, что капитуляция Японии была подписана 2 сентября 1945 года. Какие там были дополнительные соображения, мне неизвестно. Установить можно любой день, но то, что произошло на самом деле, и то, что является окончанием Второй мировой войны, это капитуляция Японии. Дата ее известна, как и место и все обстоятельства.
На первый взгляд эта инициатива выглядит очень странно. Наверное, решили, пусть мы будем отличаться от остального мира и в отношении окончания Второй мировой войны. Как известно, днем окончания войны с Германией во всем мире считается 8 мая, но здесь хотя бы присутствует объяснение. Ну, и по традиции сложилось, что у нас День Победы празднуется 9 мая.
А в случае с днем окончания Второй мировой войны, я не знаю, чем они руководствовались. Мы, наверное, будем единственной страной в мире, которая празднует день окончания Второй мировой войны 3 сентября. У нас, как известно, особы путь. Вот, наверное, этим все и объясняется.