Почему на западе Россию сравнивали с медведем

Почему именно медведь стал символом нашей страны в представлении иностранцев, а не какой-нибудь другой зверь? Подробности — в статье «Рамблера».

Почему на западе Россию сравнивали с медведем
© Wikipedia

Культ медведя существовал у многих народов, славяне не были исключением. Грозный царь леса считался воплощением Велеса, могущественного бога богатства, скота и загробного мира, а позже и каждого лешего. При этом иногда медведь воспринимался и как лесной человек, и далекий предок. Медведя даже подозревали в похищении женщин для получения потомства неизвестного вида. Впрочем, в сказках такие отпрыски обычно имели нечеловеческую силу, а иногда и навыки колдуна-оборотня. Но подобные представления о медведе не были уникальными — они встречались и у германских племен, и даже у народов коми. А миф, прочно связавший медведя с Россией, возник случайно — из-за одной заметки и бурного воображения европейцев.

В 1526 году на Руси с туристическими и дипломатическими целями оказался барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он хорошо владел славянскими языками, был подкован в философии и праве, но предпочел науке войну и дипломатию. По рабочей надобности он дважды побывал в Московском государстве, а в 1549 году издал книгу своих впечатлений. Среди прочего там он вспомнил и о суровой зиме 1526 года, когда голодные медведи, которые почему-то не залегли в спячку, заходили в деревни и пытались забраться в избы испуганных крестьян.

© Уильям Хит. Высадка Большого Медведя, или мусульмане в затруднительном положении. 1828

Достоверность факта остается под вопросом, но на европейских читателей яркое описание нападения медведей произвело глубокое впечатление. Причем читатели, а позже и переписчики решили, что такое явление на Руси — норма. Так закрепилась параллель: Русь — страна медведей. Традиционные забавы скоморохов с дрессированными медведями, а также различные святочные обряды с переодеванием в медведя очевидно подтолкнули Герберштейна к такой ремарке. А позже укрепили подобное представление и у других путешественников.

Миф оказался настолько живучим, что и на западных картах Московское царство обозначали рисунком медведей. А в XVIII веке о медведях в России вспомнили английские журналисты и политики. В своих карикатурах они начали повсеместно использовать медведя как символ еще дикой, но опасной страны к востоку от Европы.

В XIX веке такой прием уже стал традицией — русский медведь появляется в журнальных карикатурах времен войны с Наполеоном и Крымской, потом и Большой игры в Средней Азии. Но русские, вместо того, чтобы обижаться, переосмыслили символ — и медведь в нашем изображении стал добродушным, но сильным зверем, который и себя в обиду не даст, и без причины ни на кого не нападает. Неслучайно талисманом Олимпийских игр в Москве стал Медвежонок Миша.

Позже мода дошла и до Японии — медведь представляет Россию на японском юмористическом атласе стран мира. Сейчас медведя используют даже российские болельщики. Так один рассказ превратился в анекдот, а потом и в эмблему страны.