«Люди с удовольствием верят в самую разную чепуху» 

«Люди с удовольствием верят в самую разную чепуху»
Фото: Lenta.ru
Весь мир продолжает пребывать на карантине, и интернет стал для всех главным источником информации. Однако вслед за нарастанием тревожности в обществе увеличился и поток домыслов и слухов о коронавирусе, которым пользователи сети не только верят, но и охотно распространяют дальше. Как государства пытаются остановить лавину пугающих, но абсолютно выдуманных новостей и кто уже пострадал от нее — в материале «Ленты.ру».

Панические атаки

В России фейки начали активно появляться в сети еще в марте. В социальных сетях нередко встречались «важные» сообщения якобы от «высокопоставленных источников», которые то предсказывали кризис, то пугали дефицитом товаров первой необходимости, то выступали с рекомендациями скорее получить некие «выплаты» от государства. Также широко тиражировались фальшивые данные о санитарной обработке городов с воздуха: будто бы ночами военные планируют распылять антисептик, и горожанам необходимо как можно скорее спрятаться дома. Множились и рассуждения о том, что вирус был разработан китайскими учеными или спецслужбами США как биологическое оружие, а также домыслы о скорой чипизации населения Земли . В апреле число ложных сообщений составило почти четыре тысячи. Несмотря на то что многие трагедии и чрезвычайные ситуации ранее сопровождались всплеском фейков, — такая ситуация произошла и после пожара в кемеровском торговом центре, и после взрыва в жилом доме Магнитогорске, — об осторожности при распространении слухов и неподтвержденных данных многие забыли.
Паника в сети коснулась не только России. В некоторых странах все зашло еще дальше. Например, в Великобритании конспирологическая теория о том, что вышки 5G якобы распространяют коронавирусную инфекцию, стала столь популярной, что местные жители принялись яростно уничтожать телекоммуникации. Посты, поддерживающие теорию, публиковали даже знаменитости с многомиллионной аудиторией, — к примеру, Кэри Хилсон и . В результате бессмысленных поджогов телекоммуникационные компании понесли огромные убытки. Мобильные операторы выступили с обращением, где просили граждан не делать глупых ошибок: «Такие претензии не только беспочвенны, но и вредны для людей и бизнеса, которые полагаются на наши услуги», — поясняли они. На помощь им пришли Facebook и YouTube, которые блокируют распространение недостоверной информации.
Войну против фейков уже несколько лет ведет практически весь мир, а развившаяся «инфодемия» подталкивает государства к новым решениям. Еще в апреле 2019 года британское правительство предложило меры, которые чиновники называют «первыми в мире законами онлайн-безопасности». Помимо защиты пользователей от нежелательного контента — детской порнографии, изображений насилия и прочего — они также нацелены на борьбу с дезинформацией.
Это произошло через месяц после того, как российские власти ввели наказание за распространение фейков. Спустя год эти меры были ужесточены: если ранее нарушители могли отделаться административным взысканием, то с апреля 2020 года опубликовавшим ложные данные об эпидемии грозит уголовная ответственность. Такая же мера была принята властями Китая в начале марта — за распространение слухов в сети поплатились уже сотни пользователей. Некоторые из них выплатили штрафы, а многие попали за решетку. Также путем законодательного ограничения граждан от лжи пошли Иран, Саудовская Аравия, Египет, Турция и ряд стран на Балканском полуострове. Озабочены фейками о коронавирусе и в западной Европе: даже те страны, которые пока не ввели ответственность за распространение ложной информации, отметили, что раздумывают о принятии мер.
Заместитель руководителя аналитической службы АНО «Диалог» Тимофей Ви утверждает, что пока все страны идут примерно в одном направлении — наказывают за создание и распространение фейков. Сотрудники «Диалога» сейчас занимаются мониторингом фейковых новостей о коронавирусе. По мнению Ви, никакая мера сама по себе не будет работать эффективно, поэтому штрафы — мера необходимая, но недостаточная. «В этой системе помимо ответственности есть еще две составляющих. Самая важная часть — это адекватный и достаточный уровень донесения проверенной и достоверной информации до людей, в том числе в качестве реакции на появление каких-либо заблуждений, фейков и недопониманий. Третья часть — здоровый уровень скептицизма у самих людей по отношению к непроверенной информации», — заключает он. Виральность фейка сейчас, по его словам, напрямую зависит от абсурдности — люди с удовольствием верят в самую разную чепуху.

Так, 1 мая в авторской программе «Бесогон» сказал, что основатель миллиардер Билл Гейтс планирует сократить численность населения планеты, которое, как сообщил ведущий, потребляет «слишком много кислорода, пищи и всего остального». Михалков заявил, что сотрудники компании Гейтса под видом прививок будут вживлять пациентам чипы, однако в объяснениях был непоследователен: «В тело человека вживляется чип, исполняющий роль контролирующего органа на предмет соответствия характеристик ежедневной активности для какой-то криптовалюты». Для доказательства своей точки зрения Михалков продемонстрировал некий патент компании Microsoft Technology Licensing, LLC, имеющий номер WO/2020/060606. «Как-то настораживает это „060606“, — заключил он, намекая на то, что три шестерки в номере напоминают библейское „число зверя“

Телеканал „Россия 24“, транслирующий передачу „Бесогон“, сократил количество повторов выпуска, но сам Михалков назвал это решение проявлением цензуры. Около двух недель назад об этой конспирологической теории также говорил ведущий в передаче „Человек и закон“. На этой неделе признала фейками сообщения об использовании коронавируса для чипирования человечества и об искусственной природе вируса. 7 мая московская прокуратура потребовала возбудить уголовное дело за распространение такой информации.

Шаг вперед

В ряде стран борьба с фейками ведется давно — как государством, так и частными организациями. Директор Института проблем правового регулирования Анна Дупан обозначила три основных направления борьбы с ложной информацией: регулирование рекламы в интернете (Ирландия, Соединенные Штаты Америки, Австралия, Канада), регулирование деятельности онлайн-платформ, прежде всего социальных сетей (Германия, Израиль, Австралия, Индия, Канада) и противодействие тем, кто распространяет ложную информацию (Индия, Филиппины, Австралия, Италия, Канада). Какое регулирование наиболее удачно, определить сложно. Однако опыт Германии эксперт называет наиболее актуальным, системным и понятным для применения.
С 2017 года в Германии действует „Закон о социальных сетях“ (The Network Enforcement Act). Система работает по модели, называемой REGULATED SELF-REGULATION, то есть „урегулированное саморегулирование“ или „добровольно-принудительное саморегулирование“. В этом случае незаконный контент часто удаляют сами платформы и организации, которые самостоятельно определяют правила и оценивают информацию с точки зрения законности (этим же правом наделены и некоторые органы государственной власти). Таким образом, в стране не устанавливаются виды „запрещенной“ информации, а ответственность за контроль ложится на соцсети и другие платформы. Они обязаны заблокировать или удалить фейк (или другие опасные данные) в течение суток. В спорных ситуациях срок разбирательства увеличивается до нескольких дней. Платформы заинтересованы в этом: если предписания не исполняются, ресурс облагается крупным штрафом: в зависимости от нарушения его размер варьируется, верхняя планка может доходить до 500 тысяч или даже до пяти миллионов евро.
Парламент Франции принял закон о борьбе с фейковыми новостями полтора года назад. По словам разработчицы документа Наймы Мутшу, злонамеренное распространение такой информации — это попытки дестабилизировать ситуацию в стране. Министр культуры Франк Риестер тогда заявил, что в подобной ситуации „просто опасно ничего не предпринимать“. Однако инициатива законотворцев направлена в основном на избирательные кампании: француз, предлагающий свою кандидатуру на выборах, отныне может через суд добиться блокировки недостоверных данных о себе в соцсетях и СМИ.

85% европейцев считают ложную информацию важной проблемой

Законопроект вызвал противостояние в местном сенате: главенствующие там правоцентристы посчитали его опасным для свободы слова. Особое негодование у них вызвало определение „ложных новостей“ — они сочли его расплывчатым. Тем не менее закон все же был принят. Помимо новых возможностей для кандидатов на высокие посты, он обязал крупные социальные платформы (Twitter, Facebook и другие) соблюдать прозрачность при распространении платного контента. Похожие законы приняты и в ряде других стран.
давно признал вопрос фейков одним из ключевых: еще в 2018 году, согласно опросам, 85 процентов европейцев называли ложную информацию актуальной проблемой, почти столько же сочли ее вызовом для демократии. Некоторые государства, к примеру, Швеция и Голландия даже ведут информационные кампании, направленные на образование граждан, прививая им навык фактчекинга. Эти государства пока отказались регулировать ответственность за распространение ложных сообщений на уровне законодательства, но проблему не отрицают.
По словам Дупан, государства тестируют разные способы регулирования в режиме реального времени, а опыт нарабатывают путем проб и ошибок. „Очевидная и трудная проблема молниеносного и необратимого распространения фейков в сети вызывает повсеместные дискуссии о практикуемых государствами попытках. Попытках, которые сами по себе могут нарушать конституционные права и свободы человека и гражданина. Прежде всего, речь идет об обеспечении свободного обмена информацией, который лежит в основе современной экономики. Поэтому готовых ответов нет“, — заключает эксперт. Как правило, принимаемые властями акты усиливают контроль над технологическими компаниями и частными лицами в сфере распространения ложной новостной информации. Отдельные п