Цена рекорда – по пять жизней за одну: странный полет "Родины"
В облаках самолет ослеп. Набрали высоту – отказала рация. Поймали попутный ветер – кончилось топливо. Сели на брюхо в таежном болоте и 17 дней ждали помощи. 24 сентября 1938 года советский женский экипаж совершил беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток.
Это был женский мировой рекорд абсолютной дальности полета. Его установили летчицы Гризодубова, Осипенко и Раскова. На троих у них уже было семь рекордов, в том числе по скорости и дальности полета по замкнутому маршруту. Восьмой едва не привел их к гибели.
Женский героизм
Они летели на тяжелом самолете "Родина". Все было в порядке только первые 50 км, остальные 6 400 преодолевали на свой страх и риск. Вместо обещанной хорошей погоды на всем маршруте оказалась густая облачность. Радиооборудование вышло из строя через несколько часов после старта. На высоте 7 500 м еще и выдуло карты из кабины штурмана Расковой – она открывала форточку, чтобы счищать со стекол лед. Через 26 часов вдруг закончилось топливо, которого должно было хватить на 38. Командир Гризодубова решила садиться в тайге, в 150-ти км севернее Комсомольска-на-Амуре. Присмотрела болото без деревьев. Поняла: шасси не выпустить, а значит, будет смят нос фюзеляжа вместе с кабиной штурмана. Раскова прыгнула с парашютом (потеряла унту с ноги) и 10 дней блуждала по глухому лесу с шоколадкой в кармане. По ночам отстреливалась от медведей из своего "вальтера". К подругам вышла чудом.
Мужское разгильдяйство
Серьезного разбора полета "Родины" не было. Он до сих пор вызывает вопросы, начиная с выбора времени года, качества метеосводки, надежности самолетной радиостанции, которую собирали в НКВД, и так далее. Говорит историк авиации Дмитрий Соболев:
"Сезон они выбрали нормально, в сентябре обычно спокойная погода. Им просто не хватило топлива. То ли неправильно рассчитали количество, то ли был сильный встречный ветер, при котором самолет летит медленнее, а топлива расходует столько же. Им повезло найти болото, на лес ведь не сядешь. В этом они молодцы: вынужденная посадка это всегда мастерство".
Экипаж ждал помощи с 25 сентября по 12 октября. Первым его нашел какой-то энтузиаст на У-2. Замерзшим голодным женщинам он привез цветы и шампанское. Потом не смог взлететь и сидел вместе с ними на крыле "Родины". Спасательная группа появилась на бомбардировщике ТБ-3. Рядом крутился "Дуглас" – он вылетел на самостоятельный, несанкционированный поиск. В итоге самолеты столкнулись в воздухе. С третьей попытки летчиц все же вывезли из тайги – вместе с ранеными в столкновении и телами двух из 15-ти погибших спасателей: 13 трупов оставили в непроходимых дебрях.