Самые известные случаи побега летчиков из СССР

Русская семерка 25 декабря 2020
Фото: Русская семерка
Для большинства граждан СССР побег за рубеж был проблематичен уже потому, что границы тщательно охранялись. Однако была категория людей, для которой пограничные заставы не были помехой — авиаторы. Каким образом и почему советские лётчики покидали родину и чем это для них закончилось?
Вторая мировая война
Побеги советских летчиков к иностранцам имели место еще в Гражданскую войну, однако более массовым, в связи с активным применением авиации, это явление стало в годы Великой Отечественной войны. Большую роль сыграла немецкая пропаганда. Как подсчитал историк , на сторону врага перешли 38 советских летчиков. Не все из них целенаправленно перелетали через линию фронта. Часть была сбита и после попадания в плен подвергнута идеологической обработке. Известнейший из них — герой Советского Союза , который в 1943 году перешёл к власовцам, а после войны был расстрелян по приговору советского трибунала.
Но имелись и другие примеры. Так, в 1941 году улетел на Запад один из бомбардировщиков Су-2. В 1943 году советские летчики, находившиеся в Баку, совершили перелёт в Иран, где были задержаны. На исходе войны в марте 1945 года скрылся в западном направлении бомбардировщик Пе-2 с командиром Бацуновым и штурманом Кодем на борту. Предположительно, они планировали долететь до одного из нейтральных государств (например, Швейцарии или Испании). Вероятно, на решение летчиков повлиял тот факт, что их обвинили во вредительстве, когда в воздухе этот экипаж столкнулся с другим самолётом.
Немецкие документы говорят о десятках перелетевших к ним летчиках даже в неблагоприятные военном отношении для Германии 1943 и 1944 годы.
Послевоенный период
В первые послевоенные годы, когда Красная Армия продолжала находиться в Европе, побеги продолжились. Однако примечательно, что не все случаи угонов самолётов были связаны с политикой, хотя таких большинство. Из 16 достоверно известных послевоенных эпизодов один связан с личными причинами, а еще 5 были вызваны желанием летчиков «покуражиться» (ничего подобного в других странах не случалось). Политические перебежчики, как правило, своей цели достигали — в СССР их уже не выдавали.
Одним из самых знаменитых случаев стал побег в 1948 году на бомбардировщике Ту-2 лётчиков и Анатолия Барсова (Борзова). Оба были участниками войны, лейтенантами, представленными к наградам. Этот случай привлёк широкое внимание западных СМИ, а книга воспоминаний Пирогова стала одним из самых читаемых произведений советских перебежчиков. Лётчик подробно рассказал, почему разочаровался в советском строе, упоминая в том числе о моральном разложении армии и домогательствам к женщинам на освобождённых от немцев территориях. Сытая жизнь по сравнению с обычными военнослужащими также вызывала у него протест. Пирогов и Барсов вылетели с авиабазы на Западной Украине и долетели до американской военной базы близ города Линц в Австрии. Топливо в самолёте закончилось как раз на подлёте к аэродрому, но приземление оказалось удачным. Примечательно, что летевший с ними третий член экипажа, не будучи связан с заговорщиками, согласился сразу вернуться в Советский Союз. Его дальнейшая судьба неизвестна. А вот Барсов, после недолгого пребывания в США поверивший в обещанную ему амнистию, вернулся в Россию, где, по версии писателя Владислава Краснова, был расстрелян через год.
В том же 1948 году пилот самолёта Ли-2 Владимир Барашков успешно приземлился на японском острове Рисири. Годом позже Герой Советского Союза Сергей Щиров, жены которого домогался , попытался улететь в Афганистан или Иран на самолёте У-2, но не сумел реализовать этот замысел. Впоследствии он был задержан при переходе границы по суше. Также в 1949 году два летчика планировали улететь в Израиль, но этот план также сорвался.
Разгар Холодной войны
После смерти Сталина задокументированные воздушные побеги стали реже, однако они продолжались и в разгар Холодной войны. Известности, сравнимой с освещением истории Барсова и Пирогова, достиг . В 1976 году он совершил перелёт из Приморского края в Японию на сверхзвуковом истребителе МиГ-25П. Из-за его действий потенциальный противник получил возможность досконально изучить устройство самолёта и засекреченной аппаратуры. Впоследствии истребитель вернули советской стороне.
Выбрав солнечный день, Беленко сбежал во время учебного полёта, он снизился до высоты 30 метров, чтобы не быть зафиксированным приборами. Приземлившись 6 сентября в аэропорту Хакодате на Хоккайдо, лётчик попросил политического убежища. Уже через 3 дня он был отправлен в США. Советское правительство попыталось выставить лётчика насильственно похищенным японцами и американцами и организовало пресс-конференцию с его женой, просившей мужа вернуться. Но он остался на Западе, заявив в интервью, что «недоволен своей страной».
Отметим, что авиапобеги за рубеж продолжались до самого распада СССР. Одним из последних лётчиков, получивших политическое убежище в США, стал капитан ВВС Александр Зуев, угнавший в 1989 году самолёт на авиабазе в Грузии и перелетевший в Турцию.
Комментарии
1
Истории , Жизнь после смерти , Лаврентий Берия , Кирилл Александров , Александр Зуев , Виктор Беленко , Петр Пирогов , Семен Бычков , ФСБ
Читайте также
Как работало право первой ночи в Европе
4
«Бессмысленный и беспощадный»: почему произошел Медный бунт
Последние новости
Экономическая блокада Литвы в 1990 году: как начал разваливаться СССР
Аркадий Нейланд: почему Брежнев, нарушив закон, расстрелял подростка
Работа в «конторе»: сколько получали сотрудники КГБ