Как заговорщики угнали поезд, чтобы сбежать из социалистического рая

Отдыхающие лечебного курорта и школьники, отправившиеся на экскурсию, не подозревали, что очень скоро окажутся на территории другого государства. Ведь машинист, диспетчер и стоматолог были готовы на все, чтобы оказаться по ту сторону железного занавеса. «Рамблер» вспомнил историю «Поезда свободы».

Фото: Кадр из фильма «Убийство в «Восточном экспрессе»

Позже эта авантюра стала легендой эпохи Холодной войны и обросла домыслами и конспиративными теориями. Во главе дерзкого заговора стояли машинист паровоза Ярослав Конвалинка, диспетчер Карел Трукса и стоматолог . Они посчитали, что построение социализма в родной Чехословакии не входит в их планы и решили вместе с семьями перебраться в соседнюю ФРГ. Однако в 1951 году получить разрешение на эмиграцию было уже очень сложно, а границы с каждым днем становились все более непроницаемыми. Тогда было принято парадоксальное решение — угнать поезд. Ведь в отличие от обмена пассажирами, обмен товарами и ресурсами не прекращался, поэтому иногда стрелки переводились в сторону западной Германии. Оставалось подготовить состав и оказаться в нужное время в нужном месте. Основную работу в поезде взял на себя машинист паровоза Ярослав Конвалинка.

11 сентября 1951 года в два часа дня экспресс из Праги прибыл в Хеб, где из трех вагонов, локомотива и служебного вагона сформировали пассажирский поезд № 3717, который следовал в приграничный чешский город Аш с остановками на станциях Франтишкови-Лазне и Хазлов. Сборкой занимался Ярослав Конвалинка, который развернул локомотив так, чтобы набрать максимальную скорость на границе и исключить всякую попытку пограничников остановить его. В Хебе же на поезд сели учащиеся гимназии, которые отправились на экскурсию в Аш.