«Бой у высоты 3234»: как «некиношная» 9 рота сражалась с душманами
К концу 1987 года фактически весь Афганистан находился под контролем правительственных сил и советских войск. Только в провинции Пактия афганская армия, заблокированная мятежниками в городе Хост, потеряла контроль над территорией, примыкавшей к пакистанской границе. Оппозиционные группировки, подстрекаемые зарубежными советниками, решили полностью отторгнуть от Афганистана захваченный район.
Советское командование, имевшее возможность снабжать загнанные в ловушку правительственные силы лишь по воздуху, решило осуществить операцию по деблокированию Хоста и вернуть контроль над дорогой связывавшей этот город со столицей провинции Пактия – Гардезом. К операции под кодовым названием «Магистраль», которая началась 23 ноября 1987 года, были привлечены 1-й и 3-й парашютно-десантный батальоны 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка.
Одной из основных задач было овладение пятью стратегически важными высотами в труднодоступном горном массиве «Сулеймановы горы», с которых контролировалась дорога Хост-Гардез. Для этих целей из состава 3-го батальона были выделены 8-я и 9-я роты. Наиболее ожесточенные бои пришлось вести за высоту 3234, с которой дорога просматривалась на несколько десятков километров.
Штурм начался утром 27 декабря. Он осуществлялся силами разведывательного взвода 3-го батальона при огневой поддержке 9-й роты. Советские десантники смогли выбить отчаянно отстреливавшегося противника с занимаемых позиций лишь поздно вечером после мощного артобстрела. На высоте произвели необходимые инженерные работы, позволившие оборудовать укрепления и огневые позиции, на подступах к вершине с южной стороны было установлено минное поле. На защиту высоты командование оставило лишь 39 бойцов 9-й роты под командованием старшего лейтенанта Виктора Гагарина.
Душманы предприняли попытку вернуть утраченные позиции через 10 дней – 7 января 1988 года. Все началось примерно в 3 часа дня с получасового артиллерийского обстрела. А дальше десантников атаковали, по разным данным, от 200 до 400 мятежников, в числе которых были и наемники.
Существует информация, что в штурме высоты 3234 принимали участие бойцы спецподразделения «черные аисты», в состав которых наряду с афганцами входили и хорошо обученные наемники из других арабских стран. Есть мнение, что одним из руководителей этой операции был тогда еще молодой саудит Усама бен Ладен.
По словам военного историка и ветерана-афганца Виктора Добросельского, боевики обстреливали обширную территорию, занимаемую советскими войсками, но именно по высоте 3234 велся по-настоящему массированный огонь. В первые минуты обстрела был убит радист Андрей Федотов, после чего взвод потерял связь с командованием.
Завершив обстрел, душманы полезли на вершину, умело прячась за террасообразными уступами. Первую атаку удалось отбить. У десантников был лишь один раненый, повстанцы потеряли до 40 человек. В следующей вылазке боевикам удалось уничтожить одну из пулеметных точек. Геройски повел себя командир расчета Вячеслав Александров, который понимая, что их позиция будет рано или поздно уничтожена, отправил двух товарищей к основным силам, а сам продолжал стрелять до последнего. Сержант и его пулемет были изрешечены осколками гранат.
Атаки душманов повторялись ежечасно: каждая последующая была ожесточеннее предыдущей, с каждым разом боевики все ближе подбирались к десантникам. С дальних позиций по вершине била артиллерия, с ближних стреляли из противотанковых гранатометов.
В 3 часа ночи был предпринят 12-й и как оказалось последний штурм высоты 3234. Положение наших бойцов было критическим. Душманы подошли почти вплотную: местами воюющие стороны разделяло не более 15 метров. У защитников силы были на исходе, заканчивались боеприпасы. Оставшиеся в живых уже готовы были вызвать огонь на себя.
Как рассказывал сержант оборонявшего высоту взвода С. Ю. Борисов (его слова приводит Юрий Лапшин в книге «Афганский дневник»), они вели огонь по «духам» почти в упор, но из-за двух толстых деревьев не могли полностью простреливать их позиции. Как только душманы подползли на расстояние 6-7 метров, они стали закидывать десантников гранатами. «Было много раненых, они лежали, а мы ничем не могли им помочь. Нас осталось четверо», – вспоминал Борисов.
Казалось, еще 10 минут и высота будет занята боевиками. Но именно в этот момент к оборонявшимся прорвалось подразделение из 12 человек под командованием старшего лейтенанта Алексея Смирнова, которое не только подавило атаку, но и доставило боеприпасы. Трехкилометровый марш-бросок удался нашим бойцам лишь благодаря темноте. Вскоре на подмогу прибыли еще две группы резерва с дополнительными комплектами боеприпасов. Только к утру удалось погасить атакующий порыв боевиков.
Контратака десантников окончательно решила исход этого сверхзатяжного боя. Душманы, оценив свои силы, оставили дальнейшие попытки штурма высоты. Подобрав раненых и убитых, они отступили. После боя прошел слух, что главари боевиков, штурмовавших высоту, за неудовлетворительный результат были казнены. Советские бойцы охраняли подступы к высоте 3234 в течение еще 20 суток.
К сожалению, многие о сражении за высоту 3234 судят по фильму Федора Бондарчука «9 рота» (2005 год). По сюжету ленты группа десантников, которой было поручено защищать высоту, так и не дождавшись подкрепления погибает почти полностью за исключением одного бойца. В действительности как мы знаем именно подмога позволила отстоять рубеж и спасти множество жизней.
Сегодня совершенно точно установлено, что из 39 десантников 9-й роты на высоте 3234 погибли 6 человек, 28 получили ранения, из них 9 тяжелые (о потерях душманов достоверно неизвестно). Полностью дееспособными до прихода подкрепления оставались лишь пятеро бойцов. Двоим солдатам, младшему сержанту Вячеславу Александрову и рядовому Андрею Мельникову, было присвоено звание Героя Советского Союза.
В фильме были допущены и другие искажения. События там происходят в январе 1989 года, накануне вывода советских войск из Афганистана, тогда как как на самом деле это случилось в январе 1988 года. Сражение в киноленте заканчивается вечером, а не длится до глубокой ночи. Последнее было связано со сложностью съемок боевых действий в ночное время.
В конце фильма выживший боец произносит такую фразу: «Мы не знали, что в суматохе вывода огромной армии нас просто забыли на этой дальней, никому уже не нужной высотке». В действительности все происходившее на высоте 3234 от первой до последней минуты контролировало командование ОКСВ во главе с генерал-лейтенантом Борисом Громовым.
Ветераны 9-й роты также не согласны и с тем, что в кинофильме душманы застают бурно отметивших Новый Год десантников врасплох. «Афганцы» отмечают, что тогда не было пьяных, так как в тех условиях пристрастие к спиртному могло стоить десантнику жизни.
Но в целом кинолента «9-я рота» нашим «афганцам» понравилась. Они признаются, что еще раз погрузились в атмосферу боевого товарищества, которой иногда не хватает в мирной жизни. Командир 9-й роты полковник Алим Махотлов, который в январе 1988 года находился в отпуске, отмечает, что именно такое кино необходимо для подрастающего поколения.
Судьба появления самого фильма крайне любопытна. Рассказывают, что инициатором съемок картины про подвиг десантников был Игорь Кардаполов, служивший в 9-й роте (сейчас он работает в одной из охранных фирм в Набережных Челнах). Он обращался с этой идеей к нескольким режиссерам и только Федор Бондарчук заинтересовался предложением «афганца».