Как крестьянка на танке стала Героем Советского Союза
Фантастическая, но абсолютно реальная история Марии Октябрьской, которая стала первой женщиной механиком-водителем собственного танка. Подробности — в статье «Рамблера».
Мария Васильевна Гарагуля родилась в деревне Кият в Крыму. Дата рождения в разных источниках отличается — 16 августа то ли 1902 года, то ли 1905 года. Есть сведения, что дату рождения изменил отец, когда устраивал дочку в школу в Джанкой, так как на тот момент она уже не соответствовала возрасту первоклассницы. Получив первичное образование, девушка переехала в Симферополь, где работала сначала на консервном заводе, а потом телефонисткой. В 1925 году Мария вышла замуж за курсанта кавалерийской школы Илью Федотовича Рядненко, который уже успел повоевать в Гражданскую войну. Супруги изменили свою фамилию и стали Октябрьскими.
Мария Васильевна стала образцовой женой офицера и кочевали вместе с ним по гарнизонам. Она окончила курсы медицинских сестер, получила специальность шофера, научилась стрелять из пулемета и винтовки, бросать гранаты. При этом Мария была еще и искусной вышивальщицей. Это ремесло впоследствии и поможет ей купить танк.
На сайте «Бессмертного полка» сообщается, что в тридцатые годы ее родители были раскулачены и вместе с младшими детьми сосланы в уральский поселок Баяновка. В других источниках указывается, что ее родители рано умерли, а раскулачен был ее брат Ефрем Васильевич. Как бы там ни было, эти обстоятельства не повлияли на отношение Марии к советской власти.
Уже 23 июня 1941 года Мария вместе с сестрой Евдокией и семьями красных командиров отправилась в эвакуацию в Томск. Там она вернулась к профессии телефонистки и работала в зенитном артиллерийском училище, которое эвакуировали из Ленинграда. А уже на исходе лета получила похоронку на мужа. Полковой комиссар и военком 206-й стрелковой дивизии Илья Федотович Октябрьский пал в бою 9 августа 1941 года под Киевом.
Вне себя от горя женщина сразу же пошла в военкомат и попросила отправить ее на фронт, но ей неизменно отказывали несколько раз из-за зрелого возраста и перенесенного туберкулеза шейного позвонка. Но Мария Октябрьская не привыкла сдаваться. Она при поддержке сестры продала все ценные вещи и принялась шить и вышивать на продажу салфетки, платки, наволочки и другой текстиль. Всю собранную сумму — пятьдесят тысяч рублей — она внесла в фонд обороны, в то время активно шел средств на нужды фронта. А потом отправила телеграмму на имя Сталина с необычной просьбой:
«Дорогой Иосиф Виссарионович! В боях за Родину погиб мой муж — полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои личные сбережения — 50 000 рублей. Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком. Шлю Вам горячий привет и желаю здравствовать долгие, долгие годы на страх врагам и на славу нашей Родины».
Сталин исполнил ее желание и даже отправил ответную телеграмму, хотя в это мало кто верил. За несколько месяцев Мария Васильевна освоила управление танком в Омском танковом училище и вышла оттуда в звании сержанта, а уже в октябре того же года отправилась на фронт на танке «Боевая подруга». В первый экипаж машины также вошли командир гвардии младший лейтенант Пётр Чеботько, башенный стрелок гвардии сержант Геннадий Ясько и стрелок-радист Михаил Галкин. Бывалые офицеры и солдаты не сразу привыкли, что женщина водит и ремонтирует танк. Но ее история вызвала уважение однополчан.
Танкисты «Боевой подруги» в бою у Нового Села в Витебской области прорвали оборону, уничтожили пушку и полсотни солдат и офицеров противника. Хотя танк был подбит и скатился в овраг, а Мария Октябрьская ранена, она вместе с экипажем еще два дня отражала атаки до тех пор, пока не появилась возможность отбуксировать «Боевую подругу» на ремонт.
В январе 1944 года батальон Октябрьской участвовал в тяжелых боях под Витебском. В сражении у станции Крынки Мария Васильевна на «Боевой подруге» сокрушила три пулеметных расчета и уничтожила почти два десятка солдат и офицеров. Но снаряд перебил гусеницу, и Октябрьская попыталась ее починить во время боя. Осколком мины она была тяжело ранена в глаз. Боевые товарищи вытащили ее с поля боя и эвакуировали сначала в полевой госпиталь № 478. Оттуда ее доставили в Смоленск. Но даже опытные хирурги уже ничего не могли сделать, так как осколок повредил мозг. Ее собирались отправить в Москву, но женщина была в таком состоянии, что транспортировать ее было уже нельзя. Мария Васильевна уже не приходила в сознание. Но ей еще успели вручить орден Отечественной войны I степени и письма от однополчан.
«Здравствуйте, наша мама Мария Васильевна! Желаем вам самого скорого выздоровления. Мы глубоко верим, что наша «Боевая Подруга» дойдет до Берлина. За ваше ранение мы будем беспощадно мстить врагу. Через час уходим в бой. Обнимаем вас все. Привет вам шлет наша «Боевая Подруга».
15 марта 1944 года Мария Октябрьская умерла во фронтовом госпитале в Смоленске. Героическую женщину похоронили в Сквере Памяти Героев в Смоленске с воинскими почестями. Марии Васильевне посмертно присвоили звание Героя Советского Союза и Орден Ленина.