Почему больше не летают сверхзвуковые пассажирские самолеты
В конце 60-х годов прошлого столетия мир впервые увидел, что такое сверхзвуковой пассажирский самолет. Им стал советский Ту-144 - сконструированный в бюро Туполева. В гонке по созданию первого сверхзвукового пассажирского лайнера мы соперничали с Европой - у них в процессе разработки был "Конкорд". Однако первый испытательный полет остался за СССР - 31 декабря 1968 года Ту-144 взлетел. Конкорд же совершил свой первый полет 2 марта 1969 года.
Коммерческая эксплуатация Ту-144 началась в 1975 году и завершилась в 1978 году. Европейский "Конкорд" летал гораздо более долгое время - с 1976 года по 2003 год. Рамблер разбирается, почему же сверхзвуковые пассажирские самолеты прекратили летать.
Недостатков и недоработок у обеих машин было достаточно. Возможно, виной тому и тот факт, что самолеты разрабатывались в довольно сжатые сроки, ведь и европейцам, и советским конструкторам было важно сделать это первыми.
Звук
Шум в сверхзвуковых самолетах был такой громкий, что люди, сидевшие на соседних креслах, могли услышать друг друга только крича. Про то, каково приходилось в "хвосте" лайнера - можно догадаться. Виной тому работа двигателей и системы кондиционирования - при сверхзвуковых скоростях обшивку самолета необходимо было охлаждать, а система это очень шумная.
Перегрузки
Пилоты, летающие на Ту-144 вспоминали, что при взлете самолет был скорее похож на ракету - всех пассажиров буквально "вдавливало" в кресла, перегрузки были довольно ощутимыми. А для безопасности полетов в стратосфере в стекло иллюминаторов добавляли золото - это помогало уберечь пассажиров и экипаж от солнечной радиации.
Частые катастрофы
Самая весомая причина, по которой перестали использовать сверхзвуковые самолеты гражданской авиации.
Первая катастрофа с участием советского Ту-144 произошла 3 июня 1973 года при демонстрационном полете на международном авиасалоне "Ле-Бурже" во Франции. Тогда на глазах многотысячной толпы зрителей самолет пикировал и упал на жилой квартал. Погибли все 6 членов экипажа и 8 человек, находящихся на земле. Причины авиакатастрофы не были установлены.
Вторая катастрофа с участием Ту-144 случилась 23 мая 1978 года во время контрольно-приемочного (испытательного) полета, который был запланирован перед тем, как передать машину для перевозки пассажиров. Во небе на борту начался пожар, однако летчики смогли посадить самолет в поле под Егорьевском и эвакуироваться. Но это удалось сделать не всем, два члена экипажа все же погибли. Сам самолет восстановлению не подлежал. Две этих катастрофы послужили толчком к тому, чтобы прекратить эксплуатацию Ту-144.
У европейского "Конкорда" на счету была только одна катастрофа, но она произошла, когда самолет выполнял пассажирский рейс "Париж - Нью-Йорк", а, это значит, что на борту был не только экипаж, но и большое количество людей. Во время движения по взлетно-посадочной полосе у "Конкорда" загорелся двигатель, пилоты приняли решение поднять борт в небо для последующей аварийной посадки, так как совершить торможение уже было невозможно, однако через две минуты после взлета самолет упал на гостиницу в 4 километрах от аэропорта. Погибли все пассажиры и члены экипажа - 109 человек, а так же 4 человека на земле.
Этот полет стал последним в истории сверхзвуковых пассажирских самолетов. После катастрофы "Конкорда" их эксплуатацию запретили.