Проехаться на велосипеде без рук? Прыгнуть через костер? Что только не делают люди “на спор”. Но герой истории, которую расскажет “Рамблер”, переплюнул их всех. Ведь в результате его пари погибли несколько десятков человек.
А случилось все 20 октября 1986 года. Александр Клюев был командиром экипажа самолета ТУ-134 Грозненского авиаотряда Северо-Кавказского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту Свердловск — Куйбышев — Грозный. Он поспорил со вторым пилотом по фамилии Жирнов, что сможет посадить самолет вслепую – только по приборам. В тот момент на борту находилось 85 пассажиров (в том числе 14 детей и несколько неучтенных “зайцев”) и 8 членов экипажа.
Несмотря на очевидную опасность подобного пари, Клюев оставался решительным. Он закрыл обзорные окна кабины шторками и приступил к посадке в аэропорту Куйбышева. Ни штурман, ни инженер не препятствовали Клюеву. Кстати, шторки на окнах второго пилота все же не были закрыты.
Командир экипажа ошибся в своих расчетах. К моменту, когда самолет должен был сесть на шасси, его вертикальная и горизонтальная скорость оказались слишком высокими. Неизвестно, почему Жирнов не настоял на том, чтобы уйти на второй круг, услышав, как сработала сигнализация опасного сближения с землей. Как итог – борт плюхнулся “брюхом” на бетон взлетно-посадочной полосы с перегрузкой, в полтора раза превышающей критическую. Удар был такой силы, что стойки шасси сломались. Огромную “железную птицу” протащило по взлетно-посадочной полосе метров 300. В один момент самолет перевернулся через правое крыло, сошел на грунт и раскололся надвое. На раскаленные турбины двигателей хлынуло топливо из баков, в считанные секунды начался пожар. В панике пытаясь спастись, находившиеся на борту сгорали заживо или задыхались. Обшивка салона самолетов этой серии при тепловом воздействии превращала пространство в газовую камеру, поскольку выделяла фосген, синильную кислоту, хлористый водород, а также соединения мышьяка, диоксины и другие ядовитые вещества.
Те, кому удалось выбраться из адского пламени вспоминали, как из самолета выбежал мужчина в наручниках. Дело в том, что на борту находился преступник-рецидивист, которого этапировали в Грозный. Его конвоиры сразу же погибли. Преступнику повезло, он практически не получил ни единой царапины и мог бы легко сбежать. Но мужчина не стал этого делать и сдался милиционерам.
Жирнов, второй пилот, выжил после падения и помогал пассажирам выбраться из горящего самолета. Он скончался спустя три дня после трагедии, вероятнее всего, получив серьезную интоксикацию организма. На месте падения самолета погибли 53 пассажира и пятеро членов экипажа. В больницы Куйбышева поступили 28 человек, но 11 из них впоследствии скончались.
Печальная ирония истории заключается в том, что командир экипажа Александр Клюев остался жив. Его судили по статье 85-й УК РСФСР – “нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта”. Клюева приговорили к 15 годам лишения свободы. Это был максимально возможный срок по данной статье. В то время выше “пятнадцатилетки” была только высшая мера наказания.
Спустя время дело пересмотрели и срок пребывания Клюева в тюрьме сократили до 6 лет, которые он отбыл и вышел на свободу.