85 лет со дня крушения дирижабля «Гинденбург»
6 мая 1937 года на территории воздухоплавательной базы ВМС США Лейкхёрст после совершения трансатлантического перелёта потерпел крушение крупнейший на тот момент дирижабль в мире — немецкий LZ 129 «Гинденбург». Катастрофа унесла жизни 36 человек. По словам экспертов, трагедия существенно повлияла на развитие мировой авиации, став началом конца эры дирижаблей.
- Первые дирижабли появились в XIX веке. В 1898 году граф Фердинанд фон Цеппелин начал производство серии летательных аппаратов собственной конструкции. Они имели ряд преимуществ перед самолётами начала ХХ столетия: высокую грузоподъёмность, а затем и комфортабельные условия для пассажиров.
- С 1910 года дирижабли в Германии стали использовать для коммерческих пассажирских перевозок. Ими занималась первая в мире авиакомпания DELAG, основанная графом фон Цеппелином. В 1930 году на её базе возникла фирма Deutsche Zeppelin-Reederei (DZR), эксплуатировавшая дирижабли-цеппелины.
- В конце 1920-х — начале 1930-х по заказу DZR был разработан проект крупного дирижабля для трансатлантических перелётов. Его генеральным конструктором был Людвиг Дюрр. Изначально цеппелин должен был использовать гелий, но США наложили эмбарго на его поставки, и проект изменили под применение водорода.
- Строительство нового дирижабля началось в 1931 году, а 4 марта 1936-го состоялся его первый пробный полёт. Летательный аппарат был назван в честь бывшего рейхспрезидента Германии Пауля фон Гинденбурга и стал на тот момент крупнейшим дирижаблем в мире (длина — 245 м, максимальный диаметр — 41,2 м).
- «Гинденбург» называли воздушным замком. Помимо 25 двухместных кают, на нём располагались кухня, библиотека, салон и ресторан. Для дирижабля заказали даже специальный рояль из лёгкого металла. За время своего существования «Гинденбург» совершил 62 полёта общей протяжённостью 337 тыс. км.
- 3 мая 1937 года «Гинденбург» отправился в рейс по маршруту Франкфурт — Лейкхёрст. На его борту находились 97 человек: 36 пассажиров, 40 членов экипажа и 21 сотрудник перевозчика. 6 мая дирижабль достиг Нью-Йорка и, сделав несколько кругов над городом, направился к месту посадки.
- В Лейкхёрсте, опустившись на высоту 180 м, «Гинденбург» сбросил причальные канаты. Неожиданно в 19:25 в районе кормы дирижабля возникло возгорание. Примерно за полминуты огонь охватил весь корпус «Гинденбурга», после чего дирижабль стремительно упал на землю.
- В результате катастрофы погибли 36 человек: 22 члена экипажа, 13 пассажиров и один сотрудник наземной службы. Многие из находившихся на борту получили серьёзные травм.
- В качестве одной из версий случившегося рассматривали диверсию, но следствие не нашло этому подтверждений. Согласно официальному отчёту, причиной катастрофы стало воспламенение воздушно-водородной смеси, предположительно, вызванное разрядом статического электричества на оболочке дирижабля.
- «Гибель «Гинденбурга» произвела в Германии самое тягостное и удручающее впечатление. Все немецкие газеты посвящали катастрофе целые полосы», — писала автор книги «Сто великих катастроф» Надежда Ионина.
- Компания DZR отменила все рейсы в США и Бразилию, а затем правительство Германии и вовсе запретило коммерческое использование цеппелинов. В годы Второй мировой войны дирижабли ограниченно применялись в США и СССР, но в целом мировая авиапромышленность переориентировалась на производство самолётов.
- «Гибель «Гинденбурга» привела к закату эры пассажирских дирижаблей. Несмотря на то что трагедия не была непосредственно связана с конструктивными недостатками цеппелинов, вера в «небесные сигары» была окончательно подорвана», — считает писатель и историк Валентина Скляренко.