85 лет со дня крушения дирижабля «Гинденбург»

6 мая 1937 года на территории воздухоплавательной базы ВМС США Лейкхёрст после совершения трансатлантического перелёта потерпел крушение крупнейший на тот момент дирижабль в мире — немецкий LZ 129 «Гинденбург». Катастрофа унесла жизни 36 человек. По словам экспертов, трагедия существенно повлияла на развитие мировой авиации, став началом конца эры дирижаблей.

85 лет со дня крушения дирижабля «Гинденбург»
© russian rt
  • Первые дирижабли появились в XIX веке. В 1898 году граф Фердинанд фон Цеппелин начал производство серии летательных аппаратов собственной конструкции. Они имели ряд преимуществ перед самолётами начала ХХ столетия: высокую грузоподъёмность, а затем и комфортабельные условия для пассажиров.
  • С 1910 года дирижабли в Германии стали использовать для коммерческих пассажирских перевозок. Ими занималась первая в мире авиакомпания DELAG, основанная графом фон Цеппелином. В 1930 году на её базе возникла фирма Deutsche Zeppelin-Reederei (DZR), эксплуатировавшая дирижабли-цеппелины.
  • В конце 1920-х — начале 1930-х по заказу DZR был разработан проект крупного дирижабля для трансатлантических перелётов. Его генеральным конструктором был Людвиг Дюрр. Изначально цеппелин должен был использовать гелий, но США наложили эмбарго на его поставки, и проект изменили под применение водорода.
  • Строительство нового дирижабля началось в 1931 году, а 4 марта 1936-го состоялся его первый пробный полёт. Летательный аппарат был назван в честь бывшего рейхспрезидента Германии Пауля фон Гинденбурга и стал на тот момент крупнейшим дирижаблем в мире (длина — 245 м, максимальный диаметр — 41,2 м).
  • «Гинденбург» называли воздушным замком. Помимо 25 двухместных кают, на нём располагались кухня, библиотека, салон и ресторан. Для дирижабля заказали даже специальный рояль из лёгкого металла. За время своего существования «Гинденбург» совершил 62 полёта общей протяжённостью 337 тыс. км.
  • 3 мая 1937 года «Гинденбург» отправился в рейс по маршруту Франкфурт — Лейкхёрст. На его борту находились 97 человек: 36 пассажиров, 40 членов экипажа и 21 сотрудник перевозчика. 6 мая дирижабль достиг Нью-Йорка и, сделав несколько кругов над городом, направился к месту посадки.
  • В Лейкхёрсте, опустившись на высоту 180 м, «Гинденбург» сбросил причальные канаты. Неожиданно в 19:25 в районе кормы дирижабля возникло возгорание. Примерно за полминуты огонь охватил весь корпус «Гинденбурга», после чего дирижабль стремительно упал на землю.
  • В результате катастрофы погибли 36 человек: 22 члена экипажа, 13 пассажиров и один сотрудник наземной службы. Многие из находившихся на борту получили серьёзные травм.
  • В качестве одной из версий случившегося рассматривали диверсию, но следствие не нашло этому подтверждений. Согласно официальному отчёту, причиной катастрофы стало воспламенение воздушно-водородной смеси, предположительно, вызванное разрядом статического электричества на оболочке дирижабля.
  • «Гибель «Гинденбурга» произвела в Германии самое тягостное и удручающее впечатление. Все немецкие газеты посвящали катастрофе целые полосы», — писала автор книги «Сто великих катастроф» Надежда Ионина.
  • Компания DZR отменила все рейсы в США и Бразилию, а затем правительство Германии и вовсе запретило коммерческое использование цеппелинов. В годы Второй мировой войны дирижабли ограниченно применялись в США и СССР, но в целом мировая авиапромышленность переориентировалась на производство самолётов.
  • «Гибель «Гинденбурга» привела к закату эры пассажирских дирижаблей. Несмотря на то что трагедия не была непосредственно связана с конструктивными недостатками цеппелинов, вера в «небесные сигары» была окончательно подорвана», — считает писатель и историк Валентина Скляренко.