Похож ли Петр I на свои портреты и как на самом деле выглядел государь?

Достоверно известно, что Петр Первый обладал неординарной внешностью: был очень высок, предположительно 204 см, при этом размер его одежды по современной размерной сетке соответствовал 48-му, а размер ноги едва ли дотягивал до 39-го. Таким образом, при своем росте он должен был быть очень худым и узкоплечим.

Как на самом деле выглядел Петр I
© Картина «Петр I», Валентин Серов

Современники отмечали, что Петр был сложен хорошо, лицо имел приятное, однако периодически его искажала судорога; красивые черные глаза порой принимали дикое выражение. Все это несколько отличается от экранного образа Петра Великого, которого в фильмах мы видим высоким, крепким, широкоплечим – настоящим богатырем.

«Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять, пишет историк Василий Осипович Ключевский. – Христосуясь на Пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще более развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету».

Похоже, что свои физические особенности Петр умело скрывал, например, ходить предпочитал в ботфортах, которые соответствовали 45-му размеру ноги. Он надевал их поверх туфель 38-го размера. Однако маленький размер ноги доставлял царю неудобство, поэтому, выходя на прогулки, он всегда брал с собой трость. Походка Петра, как свидетельствовали современники, была быстрой, энергичной, размашистой.

«Он был очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и все лицо, пугая всех присутствующих», – такое подробное описание внешности русского государя сделал в 1717 году герцог Сен-Симон во время пребывания Петра I в Париже.

Ключевский утверждает, что Петр пошел в мать, Наталью Кирилловну, и был очень похож на одного из ее братьев, Федора. От материнской породы он взял небывалую физическую силу, энергичность, остроумие. Ключевский упоминает о двух прижизненных портретах Петра, написанных с натуры. Первый был написан в 1698 году в Англии, по желанию короля Вильгельма III. Художник – Готфрид Кнеллер. Молодой Петр изображен в доспехах, на которые накинута вышитая золотом мантия с подкладкой из горностая. Слева, на подушке, покоится корона, а в окне справа видны корабли.

© Мир24
«Здесь Петр с длинными вьющимися волосами весело смотрит своими большими круглыми глазами. Несмотря на некоторую слащавость кисти, художнику, кажется, удалось поймать неуловимую веселую, даже почти насмешливую мину лица, напоминающую сохранившийся портрет бабушки Стрешневой», пишет Ключевский.

Второй портрет был написан голландцем Карлом Моором через 19 лет, в 1717 году, в Париже, куда Петр ездил, чтобы ускорить окончание Северной войны и подготовить брак своей восьмилетней дочери Елизаветы с семилетним французским королем Людовиком XV. Русский государь здесь предстает в совершенно другом образе.

«Усы, точно наклеенные, здесь заметнее, чем у Кнеллера, – отмечает историк. – В складе губ и, особенно в выражении глаз, как будто болезненном, почти грустном, чуется усталость: думаешь, вот-вот человек попросит позволения отдохнуть немного. Собственное величие придавило его; нет и следа ни юношеской самоуверенности, ни зрелого довольства своим делом. При этом надобно вспомнить, что этот портрет изображает Петра, приехавшего из Парижа в Голландию, в Спа, лечиться от болезни, спустя восемь лет его похоронившей».

© Мир24

Понять, похожи ли многочисленные портреты на оригинал, можно благодаря гипсовым маскам, снятым с лица государя при его жизни и после смерти. Прижизненную маску с лица государя снял архитектор Франческо Растрелли, работавший над конным памятником Петру. Для абсолютного портретного сходства Растрелли решил изготовить гипсовый слепок, как делали итальянские мастера эпохи Возрождения. Петр согласился и во время процедуры дышал через трубочки, вставленные в нос. 28 января 1725 года Растрелли сделал посмертную маску Петра Великого, ее бронзовую копию сегодня можно увидеть в Русском музее, а в Эрмитаже выставлена «восковая персона» государя.

На следующем портрете, созданном Питером ван дер Верфом примерно в 1697 году, Петру около 25 лет. Предположительно, он был написан во время первого пребывания Петра Алексеевича в Голландии. Здесь мы видим характерные черты лица Петра: круглое лицо с еле заметными усиками, пухлые губы, большие глаза; фигуру молодого царя драпируют объемные одежды.

© Мир24

На следующей картине – работа Бенедикта Кофра, придворного живописца датского короля. Портрет, скорее всего, был написан в 1716 году, когда Петр I находился с визитом в Копенгагене. На шее государя – датский орден Слона, высшая национальная награда Дании.

© Мир24

Петр часто бывал в Европе, поэтому до нас дошло много портретов его внешности кисти европейских мастеров. Так, в 1717 году Петра Великого запечатлел на холсте французский живописец Жан-Марк Натье. Портрет писался с натуры во время визита русского государя в Париж.

© Мир24

Петр I скончался 28 января 1725 года в результате болезни. К смертному ложу государя призвали придворного художника, первого русского портретиста Ивана Никитича Никитина, который запечатлел последний образ государя.

© Мир24