Как начиналась винтокрылая авиация в СССР: автожиры и вертолеты Николая Камова

В конце августа 1941 года с наступлением темного времени суток в районе Ельни стал раздаваться резкий раскатистый гул. Его издавал необычный летательный аппарат — автожир (от греческих слов αύτός — "сам" и γύρος — "круг", также употребляются "гироплан", "гирокоптер"). Имея ротор вместо самолетного крыла, конструкция взлетала с небольших площадок и с ревом устремлялась в ночное небо. Изобрел в СССР этот винтокрылый летательный аппарат и довел его до боевого применения авиаконструктор Николай Камов. Доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии конструировал не только автожиры, но и являлся одним из создателей отечественного вертолетостроения.

Фото: ТАСС

Перспективный отличник

Родился он 14 сентября 1902 года в Иркутске, где провел свои юные годы и с золотой медалью окончил коммерческое училище. В 1918 году Николай, не достигнув 16 лет, был зачислен в Сибирский Томский технологический институт, где он стал самым молодым студентом вуза. Здесь же он начал интересоваться авиацией, посещал демонстрационные полеты известных в то время пилотов. В 1920 году юноша пытался поступить в авиаотряд, но не был принят из-за травмы руки, которую получил при рождении. Тогда Камов решил строить летательные аппараты, для чего начал штудировать разнообразнейшие книги по авиации, экспериментировал с винтами, стал активным участником местного авиационного кружка. Учебе это не мешало — институт он окончил с отличием.