65 лет назад в Советском союзе спустили на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Это был технологический прорыв. Над созданием уникального корабля работали сотни советских предприятий. 30 лет ледокол обеспечивал навигацию на Северном морском пути и установил много мировых рекордов. Подробнее о дедушке атомного флота и его внуках рассказывает корреспондент «МИР 24» Артур Ломидзе.
Команде «Ленина» такое и не снилось: в виртуальной реальности кадеты отрабатывают маневры в экстремальных ситуациях. Но это тоже традиция. Ледокол еще строили, а в Макаровке уже начали готовить специалистов по атомному судоходству.«Специалисты, которые работают в атомном флоте, должны знать основы ядерной физики, должны знать принципы работы ядерных реакторов. Был установлен первый тренажер, который моделировал атомную установку ледокола «Ленин», – рассказал директор института дополнительного профессионального образования государственного университета имени адмирала Макарова Сергей Айзинов.
До его появления навигация по Северному морскому пути длилась два месяца. «Ленин» увеличил сезон до восьми. Чтобы понять, как судно поведет себя в Арктике, был построен первый в мире ледовый бассейн. Опыты проходят на уменьшенных моделях. Он работает до сих пор. Эти эксперименты никакими 3D-расчетами не заменить.
«Мы абсолютно точно можем померить нагрузки, испытать воздействия льда на корпус и понять, какие мощности, какие обводы, какие разделения должны быть у судна», – сказал директор Арктического и антарктического института Александр Макаров.
В ноябре на воду спустили самого молодого наследника «Ленина» – «Якутию». Это уже четвертый ледокол, созданный по новому проекту. Главное отличие этих атомных судов от машин прошлого поколения – использование в конструкции двойной осадки. Они способны проводить караваны в арктических условиях – ломать лед толщиной до трех метров. А могут работать на мелководье – в устьях полярных рек. Колоть лед способны круглый год в отличие от деда.
«На скорости порядка двух узлов этот ледокол ломал лед толщиной два метра. Сегодняшние ледоколы должны ломать лед в два метра на скорости 10-12 узлов», – отметил доцент кафедры морских технологий морского технического университета Алексей Добродеев.
Отслужив 30 лет, в 1989-м «Ленин» встал на вечную стоянку в Мурманске. На его борту работает музей. Но кажется, что первопроходец арктических льдов готов хоть сейчас сняться с якоря и присоединиться к своим потомкам с атомными сердцами.
Ледокол «Ленин» за свою службу прошел 650 тысяч миль. Большинство из них – во льдах. Для сравнения – длина экватора 24 тысячи морских миль. А значит, корабль-богатырь почти 30 раз обогнул земной шар.