Что такое система оповещения пилотов

Сейчас аббревиатура NОТАМ расшифровывается как NOtice To Air Missions и с английского переводится как извещение летному составу. Раньше вместо Air Missions использовали слово airmen, которое на русский можно перевести как "авиаторы", но суть все равно остается та же. "Рамблер" рассказывает, что такое система NОТАМ и как она работает. В НОТАМах содержится следующая информация:

Что такое система оповещения пилотов
© unsplash

о состоянии радионавигационного и светового оборудования, его состоянии, введении в действие или, наоборот, остановке, об изменении обслуживания и правил, об опасности, которая может угрожать выполнению полетов, в том числе об авиашоу или запуске ракет,о неработающих рулежных дорожках (РД) и взлетно-посадочных полосах (ВПП),об ограничении полетов по разным причинам,о работах вблизи аэропортов,о пролетающих стаях птиц,

Также НОТАМы выпускаются ко всем поправкам, не включенным в сборник аэронавигационной информации (AIP). В каждом аэропорту есть штурманская служба, которая собирает извещения НОТАМ и доводит их до летного состава, а также разрабатывает и отправляет свои извещения НОТАМ. В первой строке НОТАМ содержится идентификатор: серия, номер, год. Далее идет тип извещения: Н (N) — введение нового, Р (R) — замена, Ц (C) — отмена. Если новый НОТАМ отменяет предыдущий, то его идентификатор также указывается. Далее строки начинаются с буквы и закрывающей скобки:

Q (Щ) — «определители» — кому предназначен НОТАМ и его краткое описание,A (А) — четырехбуквенный указатель (индекс) местоположения,B (Б) — дата и время начала действия по UTC,С (Ц) — дата и время окончания действия по UTC,D (Д) — время действия, например, несколько часов в день,E (Е) — полное описание.

Вот так выглядит НОТАМ на русском языке.

П8858/19 НОТАМР П7922/19Щ)УУЬЬ/ЩВВЛВ/ИЖ/НБО/В/000/510/5638С16119В150А)УХПП УХММ Б)1907190736 Ц)1908231200 РАС4Е)ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА ШИВЕЛУ4 300270 5638N16119E ПРОДОЛЖАЕТСЯ. В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ВОЗМОЖНЫ ПЕПЛОВЫЕ ВЫБРОСЫ ДО 10-15 КМ. АВИАЦИОННЫЙ ЦВЕТОВОЙ КОД ОРАНЖЕВЫЙ. АЭРОЗОЛЬНЫЕ И ПЕПЛОВЫЕ ШЛЕЙФЫ МОГУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПОЛЕТОВ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ И МЕСТНЫМ АВИАЛИНИЯМ. ЭКИПАЖАМ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОТСЛЕЖИВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ИНФОРМАЦИИ SIGMET ПО УКАЗАННОМУ РАЙОНУ.