Войти в почту

Как меняются российские свадьбы

Каждый десятый россиянин готов потратить на организацию свадьбы более 500 тысяч рублей, около трети считают, что на свадьбу достаточно потратить от 100 до 300 тысяч рублей, а четверть опрошенных хотели бы уложиться в 100 тысяч рублей – таковы результаты опроса, проведенного «Авито Услуги».

Как меняются российские свадьбы
© Мир24

MIR24.TV поговорил с руководителями свадебных агентств и выяснил, что свадебная отрасль испытывает кризис: количество свадеб неуклонно снижается, а формат становится все более камерным. Однако арки с цветами и нелепые конкурсы пока рано списывать со счетов.

«Уже много лет идет тенденция на уменьшение количества гостей на свадьбе. В 2000-е и 2010-е годы считали, что чем больше гостей – тем лучше, приглашали даже таких дальних родственников, которых в день свадьбы видели в первый и последний раз, а сегодня в тренде камерные свадьбы, на 20-25 человек, иногда даже на 8-12. Приглашают только самых близких родственников и друзей, в среднем в бюджет закладывается где-то по 10 тысяч рублей на человека», – рассказывает Роман Акимов, владелец свадебного агентства «Лавка чудес».

Уменьшается не только число гостей на свадьбах, но и количество свадеб в принципе, эта тенденция стала явной с 2014-2015 годов, говорит Акимов. Молодежь стремится к минимализму:

«Арок я давно не наблюдаю на свадьбах, арка – это сейчас, наверное, уже как лимузин с куклой на капоте. Сейчас зона проведения выездной церемонии бракосочетания просто украшается цветочными композициями. Иногда в целях экономии эти композиции потом переносят на столы гостей. На мой взгляд, индустрия пришла не то чтобы к стагнации, а к пониманию, что такое хорошо, а что такое плохо».

Если в 1990-х и начале 2000-х подавляющее количество свадеб проводилось в стиле фильма «Горько» – с бесконечными тостами, пьяными гостями, драками и пошлыми конкурсами, то теперь упор делается на викторинах, участие в которых – по желанию.

«Некоторое время назад, когда ты говорил, что ты ведущий свадеб, люди вздрагивали, думая, что ты тот самый «неадекват», который устраивает дурацкие конкурсы. Мы очень долго с этим боролись, доказывая, что свадьбы могут быть совсем другими. Потом появились выездные церемонии бракосочетания – это была целая революция в ивент-индустрии. А потом пошло слепое копирование Запада – сделать свадьбу как в американских фильмах, все это довели до гротеска. Сейчас, кстати, это отчасти осталось, например, на свадьбе у Маши и Вани пишут: «Masha and Vanya». В свое время мы ввели на рынок тематические свадьбы, в этом было нечто принципиально новое, индустрия на это тепло отреагировала, и в конце нулевых, примерно до 2014-го, на такие свадьбы был бешеный спрос. А потом пришла современная европейская классика», – рассказывает Роман Акимов.

Как правило, на свадьбах присутствует «обязательная программа»: первый танец молодоженов, букет невесты, свадебный торт. А конкурсы превратились в «интерактивы»:

«Интерактивы – это те же конкурсы, только в профиль, – поясняет свадебный эксперт. – Для молодоженов принципиально, чтобы у них были интерактивы, а не конкурсы. С другой стороны, все пришло к формату сидячего застолья, пониманию, что людей не надо дергать, вытаскивать, напрягать. Свадьбы, как правило, проводятся в зале с экраном, часто используются форматы популярных телешоу, таких как «Кто хочет стать миллионером?», «Блеф-клуб» или «Что? Где? Когда?». Люди сидят за столиками – кто хочет, принимает в этом участие, кто не хочет – не принимает».

Изменения, которые происходят в праздновании свадеб, отражают изменения в психологии общества. Некоторые традиции почти прекратили свое существование, например, многие не хотят встречи с караваем, а букет невесты все чаще оказывается никому не нужным…

«Если даже лет восемь назад, когда звучала фраза про букет невесты, летели столы, все бежали, сшибались лбами и человек 20-30 старались поймать этот букет, то сейчас такого нет. Это не какие-то разовые случаи, а повсеместно: девушки демонстрируют свою независимость, закатывают глаза: «Ой, да кому это надо...» Часто они копируют модные тренды из соцсетей: выходят ловить букет с бокалом шампанского, демонстрируя всем своим видом, что не собираются предпринимать никаких усилий, а когда букет летит, они этот бокал выпивают залпом – и просят при этом их снять, чтобы выложить в интернет как некое достижение. Даже если свадьба на 100-200 человек, девушкам это не надо: ты даешь микрофон невесте, и она вызывает как в школе по журналу», – рассказывает Акимов.

О тех же тенденция говорит владелец свадебного агентства Family Олег Алмаев. По его мнению, главный свадебный тренд – не праздновать свадьбу.

«Объем мероприятий очень сильно упал с 2020 года, не восстанавливается и вряд ли восстановится, – отмечает Алмаев. – Тренд сейчас – минимизация во всех отношениях. Индустрия переходит в плоскость европейской – там уже нет свадебных агентств. В Англии, Америке и Австралии остается такой формат, когда проводится тихое мероприятие: с семьей посидели в ресторанчике и разбежались. У нас таких свадеб было очень много в 2017-2019 годах. Если раньше на свадьбе основные решения принимались родителями, которые и оплачивали торжество, то сейчас все оплачивается самими молодоженами. Молодежь смотрит: «Два миллиона. Да зачем это надо, давай лучше квартиру в Подмосковье купим».

В скором времени мы увидим еще большее сокращение числа свадеб – в основном молодые люди будут выбирать «гражданский брак», считает эксперт: «Растет поколение, которое по-другому воспринимает смысл жизни и семьи. Они видят, какое количество пар разводится, видят, как это все легко, и относятся к этому очень просто. Будущее поколение сведет на нет очень многие сферы бизнеса, которые существовали на старой закалке, эпохе, связанной с семейными ценностями, продолжением рода».

По словам Олега Алмаева, такие свадебные атрибуты, как «президиумы» и лимузины, еще какое-то время будут существовать, однако в целом свадебный бизнес приходит к упадку. Дорогие, красивые, пышные свадьбы станут привилегией только очень обеспеченных людей.