195 лет назад началась Русско-турецкая война 1828—1829 годов
195 лет назад российский император Николай I объявил войну Турции. Этому событию предшествовали недружественные действия со стороны Османской империи в адрес России: расторжение заключённых ранее межгосударственных соглашений, закрытие черноморских проливов и выдворение российских подданных с турецких территорий.
Из-за численного превосходства врага и охватившей русские войска эпидемии холеры война была очень тяжёлой для российской армии, однако силы османов всё равно были разгромлены. В результате по условиям Адрианопольского мира Турция признала российскими обширные территории на Кавказе и в дельте Дуная, а также гарантировала России беспрепятственное судоходство в черноморских проливах. Кроме того, Османская империя согласилась на расширение автономии покорённых ею христианских народов на Балканах.
26 апреля 1828 года Российская империя объявила войну Турции. По итогам боевых действий Россия получила территории на Кавказе и в Бессарабии, а также добилась расширения автономии христианских народов на Балканах.
Повод для войны
Отношения между Россией и Османской империей обострились в 1820-е годы на фоне Греческой национально-освободительной революции против турецкого господства. Попытки османов подавить народные выступления сопровождались зверствами в отношении мирного населения.
«Александр I придерживался в международных отношениях принципа легитимизма, считая турецкого султана законным правителем всей Османской империи и пытаясь защищать права христианских подданных османов дипломатическим путём. Но переговоры не давали никакого эффекта. Когда царём стал Николай I, позиция официального Санкт-Петербурга изменилась. Россия начала оказывать восставшим грекам открытую поддержку», — рассказал RT профессор МПГУ Виталий Захаров.
В 1827 году Россия, Великобритания и Франция провели Лондонскую конференцию, по итогам которой потребовали от Османской империи предоставить Греции автономию и разрешить грекам покупать турецкую собственность. После того как султан отказался идти на уступки в этих вопросах, союзники решили оказать военно-политическое давление на турок силами своих флотов.
В октябре 1827 года командование англо-франко-российской эскадры, находившейся у берегов Греции, потребовало от руководства турецко-египетского флота прекратить боевые действия против греков. Этот ультиматум не был принят, и корабли союзников 20 октября в Наваринском сражении полностью разгромили османский флот. Решающую роль в этих событиях сыграли российские моряки.
По словам историков, султан Махмуд II после Наваринского сражения пришёл в ярость. Он выдворил подданных России из своих владений, объявил о расторжении всех соглашений с официальным Санкт-Петербургом, закрыл пролив Босфор для российских кораблей и обратился к мусульманскому населению Османской империи с воззванием начать джихад.
В ответ на действия султана Николай I 26 апреля 1828 года подписал манифест «Об открытии войны с Оттоманской Портою». Сухопутные боевые действия против турок было решено вести на Кавказе и на Балканах, а морские — в Чёрном и Средиземном морях.
«Несомненный успех»
На Дунайском театре военных действий против турецкого корпуса (численность которого в различных источниках оценивается от 184 тыс. до 230 тыс. человек) выступила 95-тысячная русская армия под командованием генерал-фельдмаршала Петра Витгенштейна. В Закавказье против 50-тысячной османской группировки действовал 25-тысячный корпус генерала Ивана Паскевича.
7 мая 1828 года армия Витгенштейна перешла границу и примерно за месяц установила контроль над территорией вассальных по отношению к Османской империи Дунайских княжеств. Летом русские войска одержали победу под Базарджиком (современный Добрич, Болгария). 11 октября русским сдался гарнизон крепости Варна. Однако основные силы османов оставались в укреплённом лагере в районе Шумлы (современный Шумен, Болгария).
В это время в российских войсках началась эпидемия холеры, которая привела к колоссальным потерям личного состава. Армия нуждалась в пополнениях и не могла нанести решающий удар по османам.
В то же время летом 1828 года на Кавказском театре боевых действий русские войска заняли ряд важных для турецкой армии крепостей. Кроме того, силы Паскевича взяли под контроль хорошо укреплённую турецкую крепость Карс.
В конце 1828 года российская средиземноморская эскадра блокировала пролив Дарданеллы и лишила турок возможности доставлять продовольствие в Константинополь. В столице Османской империи начался голод, спровоцировавший волнения среди городского населения.
К тому моменту Николай I сменил руководство российских сил на Балканах. Их новым командующим стал генерал Иван Дибич.
«Дибич и Паскевич были блестящими военными дарованиями, настоящими титанами российской армии эпохи Николая I. Их решения предопределили дальнейший ход войны», — рассказал в беседе с RT профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Володихин.
В 1829 году боевые действия активизировались. В июне русская армия разбила турок в сражении при Кулевче, а затем овладела Силистрией. Дибич перешёл Балканы и вынудил капитулировать османский гарнизон Адрианополя. В Закавказье российские силы заняли Эрзурум и вышли к Трапезунду.
В свою очередь, российский флот успешно действовал на Чёрном море. Широкую известность получил бой 18-пушечного российского брига «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского с двумя турецкими линейными кораблями (110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем»), произошедший 26 мая 1829 года. Благодаря мужеству и умелым действиям русских моряков оба турецких корабля вынуждены были ретироваться с серьёзными повреждениями.
По словам историков, поражения на суше и на море, а также приближение российских войск к Константинополю сделали власти Османской империи более сговорчивыми.
«Для России война оказалась победоносной. Она позволила обеспечить расширение влияния империи на юг», — отметил в разговоре с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.
14 сентября 1829 года между Россией и Османской империей был подписан Адрианопольский мирный договор. Согласно его условиям, в состав Российской империи переходили дельта Дуная с прилегающими островами и черноморское побережье между рекой Кубань и Аджарией. Османская империя также официально признавала переход в состав России Картлийско-Кахетинского и Имеретинского царств, Мегрельского и Гурийского княжеств, а также Эриванского и Нахичеванского ханств. Российским предпринимателям предоставлялось право свободной торговли в Османской империи, а российским кораблям — возможность свободного судоходства в черноморских проливах. Помимо этого, Адрианопольский договор даровал широкую автономию в составе Османской империи Дунайским княжествам и подтверждал автономию Сербии.
«Попытка Турции взять реванш за свои прошлые поражения от русских сорвалась. Российская империя получила новые территории и существенно расширила своё политическое влияние на Балканах. Несмотря на все сложности, эта война принесла России несомненный успех. Адрианопольский договор стал большим шагом на пути к обретению независимости христианскими народами Юго-Восточной Европы, находившимися под многолетним турецким владычеством», — подытожил Виталий Захаров.