Войти в почту

Александр Прудник: «Существуют противоположные представления о смысле школьного образования»

«Когда общество задает себе вопрос, кем должен быть школьный учитель, это означает, что ответа на этот вопрос у самого общества нет, — говорит старший научный сотрудник Института политической психологии Александр Прудник. — В системе школьного образования в настоящее время сосуществуют и конкурируют между собой противоположные представления о смысле школьного образования и о роли в этом процессе школьного учителя. Ответ на этот вопрос определит в конечном итоге судьбоносный выбор нации своей исторической судьбы. Вопрос «Каким должен быть учитель?» определяется тем, какая система образования будет сформирована в обозримой перспективе. А это, в свою очередь, определяется тем, какое общество и на основании какой национальной мифологии планирует формировать элита страны. Не система образования и статус учителя формируют общество, а, наоборот, целеполагание в рамках проективного представления о будущих характеристиках общества определяют социальный запрос на конкретные требования и к системе образования, и к его работникам. Поэтому для того, чтобы дать осмысленные ответы на вопросы, кем должен быть учитель: наставником, предметником, воспитателем гражданской идентичности, госслужащим, работником сферы услуг и т.д., надо сначала сформулировать национальную идеологию, историческую миссию страны, для выполнения которой потребуются учителя с необходимыми для этого конкретными качествами и функциями. Профессор Оскар Пешель из королевства Саксония, подводя итог битве при Садовой во время Прусско-Австрийской войне 1866 года, написал ставшие знаменитыми слова: «Народное образование может решить исход войны. … Если пруссаки разбили австрийцев, то это победа прусского школьного учителя над австрийским». Профессор из Лейпцига был совершенно прав. Однако прусский учитель стал именно таким только после того, как немецкая элита сформулировала общегерманскую идею, для реализации которой и понадобился тот тип учителя, который так впечатлил О. Пешеля». Актуальная тема Сергей Судьин заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского «Школа – один из ключевых институтов социализации» Эрадж Боев директор научно-образовательного центра востоковедения «Современный учитель призван быть одновременно и наставником, и воспитателем» Евгений Семёнов руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества «Плохо образованный учитель бесполезен и как воспитатель» Андрей Дахин профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС «Ослабление авторитета школьного учителя слишком очевидно»

Александр Прудник: «Существуют противоположные представления о смысле школьного образования»
© Нижегородская правда