Войти в почту

Олег Меньшиков и Евгений Ткачук встретились в "Комнате Адлера"

В Театре Ермоловой выпустили "Комнату Адлера" - спектакль, вдохновленный знаменитой историей Билли Милигана, страдавшего множественной личностью. Пациента со схожим диагнозом и врача-психиатра в новой постановке Леры Сурковой играет мощный актерский дуэт - Евгений Ткачук и Олег Меньшиков, высекающий из в общем-то предсказуемой истории искры и детектива, и триллера, и человеческой драмы.

Олег Меньшиков и Евгений Ткачук встретились в "Комнате Адлера"
© Российская Газета

Скупой врачебный кабинет - стол, два стула. В этой обстановке, собственно, и разворачивается все двухчасовое действо, но внешнее - подчеркнуто лишь фон, создатели спектакля ведут зрителей в глубины человеческого сознания, со всеми их потаенными уголочками.

Именитый психиатр Петр Алексеевич Адлер, врач, не имеющий ни одного негативного отзыва, берется за непростого пациента - Иван за короткое время совершил ряд тяжелых и не очень преступлений, а при первой же беседе с ним доктор понимает, что в нем одновременно живут сразу несколько человек. И вот удивительно: он разговаривает с кем угодно из них, но только не с самим Иваном. Адлеру бы в это все не ввязываться, но сначала он пытается раскусить юношу, полагая, что тот его виртуозно разыгрывает, чтобы уйти от ответственности, а потом - хочет ему помочь, соединив все личности в одну здоровую. Конечно, не без осознания того, что, если эксперимент удастся, - о нем заговорят.

Пьесу специально для Театра Ермоловой написала драматург Анастасия Букреева. Именно после знакомства с материалом, рассказывает Олег Меньшиков, он понял, что на его почве может получиться потрясающий актерский дуэт и сам согласился выйти на сцену. Надо сказать, что это редкая репертуарная премьера с участием худрука Ермоловского, и это, конечно, подарок не только для самого театра, но и для зрителя.

Фото: Женя Сирина

Почти с уверенностью можно предположить, что партнера для этой достаточно тяжелой психологической истории Меньшиков и выбирал сам - он не раз говорил, что больше всего ценит в актерах правильную неврастению, бешеную энергию. Таков его любимец Саша Петров, того же артистического темперамента Евгений Ткачук. За его плечами немало театральных работ и даже свой собственный конно-драматический театр, но зрителю он все-таки больше известен по киноролям - Григорий Мелехов в "Тихом Доне" Урсуляка, Гена из "В Кейптаунском порту" Велединского, Лжедмитрий и Горяинов в популярных сериалах "Годунов" и "Обитель"…

Для жестких, лобовых столкновений в пространстве пьесы в пару Меньшикову, чья харизма "ведет" любой спектакль почти единолично, даже если это второстепенная роль, нужен был актер с сопоставимой энергетикой. Иначе ничего бы просто не вышло. И тут случается неожиданное: Ткачук даже переигрывает Меньшикова. Феерично исполняемые им одним - без переодеваний, грима, да даже без ухода со цены - восемь персонажей уводят в тень одного единственного Петра Алексеевича. И перемена эта молниеносна, неуловима: сейчас перед нами ранимая Вера, через минуту, на том же кресле, маленький шкодный Давид, потом - безостановочно подающий куда-то документы мигрант, потом - вкрадчивый Пастор. Да, внутри пациента образовался словно целый дом, где в каждой комнате живет своя личность! Какая из них выйдет наружу сейчас? Решает Пастор.

Перед каждой новой сценой герои размашисто выходят с разных сторон (Адлер попутно накидывает белый халат), сходятся в центре и снова расходятся: каждый разговор, каждая попытка установить контакт с Иваном, нащупать его подлинную сущность - как бой на ринге. И опытный врач его ощутимо проигрывает. И не только проигрывает, но сам становится жертвой своей дерзкой затеи. Как это случилось, что сеанс гипноза, который Петр Алексеевич решительно начинает над Иваном, заканчивается тем, что загипнотизирован он сам? Как это, добравшись до Пастора, он вдруг искренне называет себя совсем не доктором, а летчиком Максимом, который спешит на вылет? А в конце, выступая перед, видимо, научным сообществом, посреди своего выверенного, ученого текста вставит: "Рыба смотрит на меня. Я смотрю на рыбу. Жарко в мрачном городе у реки Иордан". Фразу, что он услышал во время первой встречи с Иваном.

Удался ли эксперимент - узнаете на спектакле. Да, впрочем, так ли это важно? И только ли про душевнобольных здесь речь? Забавный пассаж о том, что количество сумасшедших и людей, которые ходят в театр, в стране одинаково, уже ненавязчиво предлагает нам не только оглянуться вокруг, но и заглянуть в себя. Как минимум, в нас копошатся нереализованные мечты, детские страхи, а может, и озлобленность, ненависть… И очень часто, как личности Ивана, эти "двойники" выползают на свет в качестве самозащиты.

- Мы не медики, мы не исследуем феномен множественной личности. Мы рассуждаем, мы фантазируем на эту тему. В ней тайна, а тайна всегда притягивает театр, - подчеркивает Олег Меньшиков.

Конечно, "Комната Адлера" - спектакль не только для поклонников двух больших артистов, но и для всех тех, кто не боится заглянуть в свое собственное подсознание. Готовьтесь: будет и интересно. И жутко.