Войти в почту

Ожесточенный штурм немецкой "Линии Вотана" заставил вспомнить штурм Суворовым Измаила

После освобождения Донбасса ("Родина" N9, 2023), в конце сентября 1943 года, Южный фронт вышел в Северную Таврию - нынешнюю Запорожскую область.

Ожесточенный штурм немецкой "Линии Вотана" заставил вспомнить штурм Суворовым Измаила
© Российская Газета

И здесь, в Ногайской степи, - те же страшные картины...

"Въезжаешь в село: на окраине расстрелянное стадо овец, коров, которых немцы не успели угнать с собой. Догорают остатки хат. Понемногу возвращаются из оврагов, кукурузы, где прятались, жители. Вытаскивают из пепелища какие-то кастрюльки, полуобгоревшую мебель" (из письма начальника разведки артиллерийского полка Олега Казачковского от 28 сентября 1943 года)1

"Степь перед нами лежала черной обуглившейся равниной. Даже листва на садовых деревьях сгорела. Ни одного дома не осталось, ни одного деревянного строения. Тысячи голов скота, убитого немцами, лежали на полях и вдоль дорог, издавая зловоние" (бывший командующий армией Василий Чуйков)2.

Черные и желтые кресты

Битва за Северную Таврию была предсказуемо тяжелой: осенью 1943-го вермахт на советско-германском фронте был еще слишком силен.

Он мог еще сосредоточить в Приазовье достаточно танковых дивизий (в 1944-м часть их ушла на Запад). С танками Pz.IVG и Н - по совокупности характеристик превосходившими Т-34, КВ-1с и Т-70. И поддерживаемыми смертельно опасными "тиграми".

Он еще массово применял бомбардировочную авиацию (в 1944-м либо замененную одномоторными штурмовиками, либо переключенную на действия ночью) - и в Приазовье интенсивно работали большие группы двухмоторных бомбовозов "Хейнкель-111".

Интенсивно работали и "устаревшие" (по расхожему мнению) пикировщики "Юнкерс-87", и противотанковые штурмовики танков "Хеншель-129". Не только немецкие, но и румынские - с желтыми крестами с раздвоенными концами и в синей окантовке...

А подойдя в конце сентября к реке Молочной, войска Толбухина наткнулись еще и на укрепленную "линию Вотана" - часть "Восточного вала".

"Добраться до вражьего горла..."

Окаймленная противотанковым рвом, она заставила вспомнить штурмы Перекопа в 1736 и 1771 годах, штурмы Суворовым Измаила в 1790-м и Праги в 1794-м. Ротам пришлось заготавливать штурмовые лестницы и крючья...

"Догадавшись о назначении этих приспособлений, немцы выбивали в рядах атакующих в первую очередь носильщиков с лестницами. Но смекалистая пехота все равно находила способ добраться до вражьего горла: съехавшие на ягодицах во рвы выстраивали живые лестницы - став на плечи друг другу, тянули за собой остальных. В том числе пулеметчиков и пэтээровцев [расчеты противотанковых ружей - ПТР. - Авт.] с матчастью. Собравшись в группы, при поддержке выдвинутых ко рвам самоходок роты бросались в атаку. Прореживаемые вражеским огнем, они таяли на глазах"3 (бывший командир пулеметной роты Михаил Белов).

Прорваться за "тихую, с берегами, заросшими камышом"4, Молочную Южный фронт не мог почти весь октябрь 1943-го. "Линия Вотана" прикрывала доступ в Крым - и враг оборонял ее до последнего.

"Бои идут очень упорные. У немцев вырыты траншеи полного профиля, много закопанных танков и очень много пулеметов, которые заставляют прижиматься к земле не только пехоту, но и нас, находящихся на НП [наблюдательном пункте. - Авт.] несколько в тылу своих позиций. Фашисты группами в 15-20 самолетов целыми днями бомбят наши боевые порядки"5 (бывший разведчик Василий Яценко).

На подступах к Мелитополю. 1943 год.

Контратаки следовали за контратаками...

Запорожье наше!

А для левого крыла Юго-Западного фронта таким же крепким орешком - тоже потребовавшим и штурмовых мостиков, и лестниц - оказалось в те дни Запорожье. Точнее, немецкий плацдарм восточнее этого города - прикрывавший стратегическую переправу через Днепр.

"Бои на подступах к Запорожью отличались особым ожесточением. Что ни балка - огневая точка. Населенный пункт - узел обороны. Негде спрятаться, нечем укрыться от пуль и снарядов" (бывший начальник разведки артдивизиона Борис Кравцов)6.

Здесь снова столкнулись со ставшими известными на Курской дуге "Фердинандами". Вместе с "тиграми" эти самоходки с 200-мм лобовой броней и очень мощной 88-мм пушкой выбивали советские танки огнем с дальних дистанций.

Но решающий штурм Запорожского плацдарма начали ночью - когда стрелять прицельно враг не мог. И Т-34 с десантом на броне прорвались к Запорожью, и 14 октября 1943 года немцы отступили из него за Днепр.

Через неделю удалось, наконец, прорвать и "линию Вотана". 23 октября был освобожден Мелитополь, 27-го Холлидт начал отход, и фронт Толбухина (переименованный 20 октября в 4-й Украинский) устремился в нынешнюю Херсонскую область, к низовьям Днепра и к воротам в Крым - Перекопскому перешейку и Чонгарскому мосту.

Добре, Лелюшенко,Добре, Кириченко!Гей, до перешейка -Стало горяченько!7

1. Казачковский О.Д. Физик на войне-2. М., 2001. С. 117.2. Чуйков В.И. Указ. соч. С. 372.3. Белов М.И. Указ. соч. С. 54.4. Воронов М.Н. Для нас первым днем мира стало 12 мая 1945 года // От солдата до генерала. Воспоминания о войне. Т. 3. М., 2003. С. 148.5. Яценко В.Н. От Кавказа до Берлина (1013 дней и ночей с боями и пешком) // От солдата до генерала. Воспоминания о войне. Т. 4. М., 2004. С. 390.6. Кравцов Б.В. Вызываю огонь на себя // От солдата до генерала. Воспоминания о войне. Т. 5. М., 2005. С. 354.7. Кирсанов С. Попутная песня // Кирсанов С. Избранное. М., 1949. С. 161.