Обезглавленный «советский НАТО»: странные смерти министров обороны ОВД

В декабре 1984 года скончался маршал Дмитрий Устинов, министр обороны СССР, известный своими связями с бывшим генсеком Леонидом Брежневым. Его смерть была вызвана загадочной болезнью. В течение следующего года еще трое министров обороны Организации Варшавского договора умерли. Существует мнение, что эти генералы были ликвидированы агентами ЦРУ.

Обезглавленный «советский НАТО»: странные смерти министров обороны ОВД
© Русская семерка

Устинов и Дзур

1984 год был трудным для 76-летнего министра обороны СССР Дмитрия Устинова. Новый лидер страны Константин Черненко нуждался в его поддержке, но здоровье Устинова не позволяло ему выдерживать большие нагрузки, несмотря на его преклонный возраст. Согласно воспоминаниям современников, Устинов спал всего 4-4,5 часа в день.

С 5 по 14 сентября 1984 года Устинов принимал участие в военных маневрах в Чехословакии под названием "Щит-84". По возвращении из поездки, Устинов почувствовал себя плохо - у него возникла лихорадка и проблемы с легкими. Однако, согласно медицинскому заключению, болезнь началась только в октябре. В конце сентября, находясь в отпуске в Сочи, Устинов не испытывал никаких симптомов болезни и даже купался в море, как рассказывает генерал-полковник Леонид Ивашов. Однако, затем у министра обороны развилась вялотекущая пневмония, сопровождавшаяся заражением крови. Впоследствии появились признаки разрыва аневризмы аорты, и Устинову была сделана операция. Однако, его состояние только ухудшалось - кровь перестала сворачиваться, отказали печень и почки. В результате, 20 декабря 1984 года Устинов скончался во сне от острой сердечной недостаточности.

А через месяц, 15 января 1985 года, скончался министр национальной обороны Чехословакии Мартин Дзур, тоже участвовавший в учениях «Щит-84». Причиной его смерти, как сообщала газета New York Times со ссылкой на чешское телевидение, также стала «долгая и тяжёлая болезнь».

Гофман и Олах

Ещё две таинственные смерти последовали спустя 11 месяцев. 2 декабря 1985 года умер 75-летний министр национальной обороны ГДР Хайнц Гофман, а через 2 недели, 15 декабря, – министр обороны Венгрии, генерал Иштван Олах. По некоторым данным, в обоих случаях наблюдались симптомы, сходные с теми, что ранее были у Дзура и Устинова. Синхронность смертей военных руководителей ОВД заставила говорить о «длинных руках» ЦРУ. Технически это могло быть осуществлено через заражение министров каким-то не поддающимся лечению вирусом, выведенным в лаборатории.

Запад и социалистический лагерь в то время находились в резкой конфронтации из-за ситуации в Польской народной республике, которую начало «штормить» в начале 1980-х. Движение «Солидарность» угрожало смести социалистическую власть в любой момент. Следом по принципу домино могли «посыпаться» и другие режимы Восточной Европы.

Сторонником жёстких мер в отношении Польши считался Устинов, имевший репутацию «самого сталинского министра». Ортодоксальных коммунистических взглядов придерживались и трое других внезапно умерших руководителей. По мнению академика Александра Яковлева, одно время армейский генералитет ОВД подумывал о том, чтобы осуществить в социалистическом лагере военный переворот и повсеместно установить военное положение. Разумеется, такая перспектива не устраивала США, которые боялись усиления стратегического противника.

Критика конспирологической версии

В противоположность теории заговора более прагматично мыслящие исследователи объясняют смерть министров естественными причинами. По их мнению, коммунистическая элита Восточной Европы состояла из «геронтократов» («пожилых властителей»), державшихся за свои места до самой смерти. Ещё в 1980 году в СССР началась так называемая «пятилетка пышных похорон». Первым из членов политбюро в возрасте 76 лет скончался председатель Совета министров Алексей Косыгин. За ним умерли Брежнев, Андропов, Суслов. Таким образом, похороны Устинова и его коллег лишь дополнили список. Впрочем, сторонниками этой версии игнорируется тот факт, что Дзур и Олах были не слишком старыми людьми (первому было 65 лет, а второму – 58).