Большая игра: Израиль и Палестина плутают по лабиринту истории
Призыв к палестинцам «покинуть дома» - имитация гуманизма, ведь сектор Газа, это вроде огромного «небоскрёба», лежащего на боку, даже если "жилплощадь" бомбить камнями - всё равно попадёшь. Но и без мести тут никак – Восток, дело обоюдно-взаимное. Да, много людей погибло «вдруг и сразу», но, сколько их убито до того «поодиночке» (например, палестинцев возле стены).
Граница – это почти всегда застывший фронт, переходящий в торг, иногда наоборот. Сейчас, по всей видимости, будет два в одном - и фронт, и торг параллельно, для того и заложники, чтоб хоть как-то смягчить «ответку», и попытаться – чем лукавый не шутит – выторговать себе хоть какую-то перспективу.
Допустим, чтоб израильские катера не мешали ловить рыбку подальше от берега, а то и (мечта!) разрешили и помогли построить порт или вообще - аэропорт (уже почти был, но разбомбили за жизни двух израильских солдат, вопрос в адекватности возмездия). Иначе как сбывать цитрусовые (соседствующим с «сектором» Израилю и Египту особо не надо). И реализовывать хоть что-нибудь и куда-нибудь из кустарного производства (у соседей тоже не востребовано). Ведь в противном случае местная «гаражная экономика» так и продолжит клепать ракеты из подручных материалов.
«Позор разведки» - первая эмоциональная реакция, но настанет время и рациональной. Как разглядеть вечно кишащий человейник: ни сверху - техническими средствами, ни изнутри – ибо достаточно резко сузить количество знающих конечный замысел - и всё, остальные – и так, всегда злые и постоянно готовые «на подвиги», но это и не секрет.
Можно убегать врассыпную, но можно и набегать врассыпную, достаточно элементарно скоординировать кровавый флеш-моб, для чего не требуется особого ума, хватит и элементарной хитрости. Любая защита, оборона и охранение – имеют свой запас прочности и ресурс работоспособности: наконец-то до кого-то «мудрого» дошло, чё мы пулялки зря расходуем, давайте их подкопим…
Однако это всё текущие поводы, а есть и причины. Идиома «Большая игра» ассоциируется с кратким мигом (по сравнению с историей, хотя бы цивилизации) противоборства Великобритании и России, хотя данное выражение более уместно для другой «Игры» во истину - «Большой». Лишь во второй половине XX века человеки смогли с применением математики и комбинаторики аргументировать то, о чём интуитивно догадывались на протяжении столетий, но не умели обосновывать научным методом, призывая просто верить.
К примеру, одну из стратегий теории игр "Охота на оленя" Жан-Жак Руссо в середине 18 века описывал так: «Если охотились на оленя, то каждый понимал, что для этого он обязан оставаться на своем посту. Но если вблизи кого-либо из охотников пробегал заяц, то приходилось сомневаться, что этот охотник без зазрения совести пустится за ним вдогонку и, настигнув добычу, весьма мало будет сокрушаться о том, что таким образом лишил добычи своих товарищей».
"Охота на оленя" – классический случай задачи обеспечения общественного блага при искушении человека поддаться своекорыстию. Должен ли охотник остаться с товарищами и сделать ставку на менее благоприятный вариант доставить крупную добычу всему племени, либо покинуть товарищей и вверить себя более надежному случаю, сулящему его собственной семье зайца? Впрочем, не станем углубляться в данный раздел, речь об ином.
Самой известной стратегией полагают «Дилемму заключённого», существует ещё и - «Тупик». Если совсем коротко, то в первой - "сотрудничество" математически оказывается более выигрышным, а "тупик" - когда каждый преследует узко своё, все обманывают всех, не собираясь прерывать эту дурную бесконечность.
Что было в Старом завете (который в основе и иудаизма, и ислама)? "Око за око" (отказ от сотрудничества в пользу бесконечного воспроизводства мести). Что появилось в Новом завете? "Прощение", то есть начало сотрудничества. Выражаясь терминологией "Теории игр" с применением Теории вероятности:
«Основанные на кооперации стратегии способны выстоять в противостоянии с другими стратегиями, и возникшие однажды на основе принципа взаимности сотрудничество в состоянии выдержать натиск менее кооперативных стратегий...»
Что оказалось предпочтительнее для социального развития и рационального прогресса, приведшего к ощутимым прикладным результатам (конечно, через многочисленные ошибки и даже порой обнуление с последующим воспроизводством, но той же самой стратегии)? «Возлюби ближнего». Что наблюдаем прямо сейчас между Израилем и Палестиной? «Тупик».