Войти в почту

Какие тайны скрывает Заельцовское кладбище Новосибирска

Приключения конокрада Красавчика в Новосибирске

Какие тайны скрывает Заельцовское кладбище Новосибирска
© VN.ru Все новости Новосибирской области

Футболист, инспектор угрозыска, главарь банды, журналист и писатель – это все эпизоды короткой биографии автора одного, но знаменитого детектива. Александр Козачинский написал повесть «Зеленый фургон», основанную на фактах собственной жизни. Конокрад Красавчик – это он, Александр Козачинский, похороненный в Новосибирске.

Исследователь Лидия Королева изучала биографию малоизвестного автора Артемия Ершова, когда ей на глаза попалась история Александра Козачинского. Жизнь, похожая на авантюрный роман с погонями и приключениями, также закончилась в Новосибирске. Место захоронения также неизвестно.

«С весны 2017 года мы начинаем его искать с мужем. Сергей как раз тогда занимался созданием программы по оцифровке кладбищ, – рассказывает исследователь. – Я в библиотеки ходила, воспоминания читала. В какой-то момент нашла письмо из Одессы с просьбой найти могилу Козачинского, так как был обнаружен его архив, и там есть записка от мамы, что «Саша похоронен в Новосибирске недалеко от писателя Артемия Ершова». То есть у меня две эти линии сошлись в одну точку».

Заброшенную могилу Ершова нашли в 2018 году, но рядом ничего похожего на захоронение Козачинского не было. Новые сведения удалось получить из его родной Одессы.

«В 1949 году матери пишет знакомый из Новосибирска: искали могилу Александра, все заросло, но плита, памятник и оградка целы. Наша примета – точно такой же памятник, всего в нескольких метрах», – после этих сведений больная Лидия выписалась из больницы под расписку и тут же отправилась на кладбище.

В 32-м квартале, который был указан в письме, нашлось надгробие в виде пня с обрубленными ветками – такие памятники ставили людям, которые умерли молодыми, не оставив потомства. Еще один такой же обелиск нашли в середине квартала – все приметы совпали.

«Торчит этот пень, весь заваленный ветками, табличка не читается, залита каким-то компотом. Но меня научили обрабатывать такие надписи пеной для бритья. И на памятнике проявилось – советский писатель Александр Козачинский. И дата рождения – 1903 год».

Позже выяснилось – соседняя могила появилась рядом с Козачинским не случайно. Женщина – филолог попросила похоронить её рядом с писателем. Деньги на реставрацию памятника в Новосибирск прислали из Одессы. Сейчас за могилой ухаживают только исследователи-энтузиасты. По словам Лидии, под специальной защитой государства на Зальцовском кладбище находится лишь несколько мемориалов, в том числе военнопленным 1-й и 2-й мировых войн и памятник цареубийце Анне Якимовой-Диковской.

Бомбистка с персональной пенсией

«Её могила считается памятником истории регионального значения. Мы Козачинскому тоже хотели охранный статус, но нам сказали, что те, могилы, которые охраняются государством – наследство СССР. Новым такой статус присваивать не будем», по словам исследователя, раньше на могилу бомбистки и участницы убийства Александра II приходили пионеры.

Между тем, член исполкома партии «Народная воля» Анна Якимова-Диковская была личностью довольно неоднозначной. Она владела динамитной мастерской в Санкт-Петербурге, несколько раз бежала из тюрьмы, участвовала в нескольких террористических актах, издавала журнал «Каторга и ссылка». В советское время получала персональную пенсию как участница покушения на царя. Сын Якимовой-Диковской жил в Новосибирске в доме политкаторжан на улице Фрунзе.

Рыцарь Ново-Николаевска

Заельцовское кладбище самое престижное в Новосибирске. Здесь похоронены партийные деятели, директора заводов, видные врачи и ученые. Несколько мемориалов жертвам авиакатастроф, воинам, погибшим в госпиталях, и даже могила Николая Тихомирова – одного из отцов-основателей Ново-Николаевска. Здесь ежегодно возлагают цветы мэр и губернатор в день города Новосибирска.

Могила инженера Тихомирова – одна из самых главных легенд Новосибирска. Тело отца-основателя города случайно раскопали во время дорожных работ на Красном проспекте. Инженер-путеец был похоронен у храма Александра Невского, строительством которого он руководил. На стенах старейшего в городе каменного сооружения до сих пор нет не ни единой трещины.

«Очевидцы видели, как из-под земли доставали саблю, и сразу поползли слухи, что нашли рыцаря. Грузовик специально ехал кругами, чтобы любопытные оторвались, чуть ли не на левый берег съездил, а потом вернулся», – рассказывает Лидия Королева. Инженера перехоронили на Заельцовском кладбище. Памятник с бюстом Тихомирова появился уже позднее.

Пионер авиации, внучка водочного короля и герои «Белой гвардии»

Перезахоронения – типичная история для самого большого некрополя Новосибирска. Сюда переносили захоронения со старого Воскресенского кладбища (сейчас на его месте Центральный парк) и с кладбища на месте «Березовой рощи». Могила Матроны Григорьевны Бердышевой – скорее всего самая старая на Заельцовском. Годы её жизни – 1872-1919. Тело Матроны Григорьевны перезахоранивали дважды: с Воскресенского перенесли в кладбище на месте парка «Березовая роща», а оттуда на Заельцовское.

Среди перезахороненных тел на Заельцовском кладбище две знаменитые пары: сестра Михаила Булгакова Варвара Афанасьевна и её муж Леонид Карум, известные поклонникам писателя как Елена и Владимир Тальберг из «Дней Турбиных». После выхода книга сестра перестала общаться с братом из-за нелицеприятного и очень узнаваемого описания своего супруга.

Другая романтическая пара Заельцовского кладбища – пионер российской авиации Борис Масленников и дочь московских купцов, внучка водочного короля Нина Бахрушина. Они были вместе с самой юности, но никогда не были официально женаты. Пионер гражданской авиации и участник первых междугородних перелетов после революции был выслан в Сибирь.

В Новосибирске Масленников прокладывал воздушные трассы, ставил оперы, был инструктором «СибОсоАвиаХима», литературным редактором и начальником «шарашки». В 1938 году вместе с Ниной Бахрушиной Масленников планировал вернуться в Ленинград, но не успел – его обвинили в шпионаже. В 1947 году он умер в Новосибирске. Могила Масленникова все это время считалась утраченной. Уже в этом году рядом с захоронением Нины Бахрушиной, умершей в 1966 году, появилась могильная плита её гражданского мужа.

«Пионеру русской авиации» – написано на новеньком памятнике. Как предполагает Лидия Королева, это не перезахоронение, а кенотаф. «Судя по всему, это родственники установили. Одно из изображений, которое использовано на надгробии я ни разу не встречала в сети. Видимо это фото из личных архивов».

Брату Бориса Масленникова, архитектору Виталию Масленникову также обновили памятник на Заельцовском кладбище.

2023-10-04_ЗаржецкийА_0087.jpg photo_5276328973829263746_x.jpg

До сих пор не найденными остаются места захоронения легендарного летчика Василия Старощука, первоиздателя Ново-Николаевска Николая Литвинова, первого городского врача Михаила Востокова, архитектора и одного из авторов Оперного театра и вокзала Новосибирск-Главный Бориса Гордеева и некоторых других известных новосибирцев.