Восстание в Собиборе: как заключенным удалось остановить конвейер убийств?
14 октября 80 лет назад группа советских военнопленных под руководством ростовчанина Александра Печерского подняла восстание в нацистском лагере смерти Собибор. Узники перебили немецкую охрану и вырвались на свободу. Нацистам пришлось остановить конвейер убийств, чтобы замести следы преступления. Пример, когда бунт заключенных привел к закрытию лагеря смерти, единственный в истории. Подробности – в материале политического обозревателя «МИР 24» Анны Деркач.
«Восстание было решено подпольным комитетом начать в 16 часов», – рассказывал Александр Печерский.За всю свою жизнь Александр Печерский всего пару раз давал интервью. Это – 84-го года голландским исследователям Холокоста. На Западе единственное в истории успешное восстание в лагере смерти считалось чем-то сверхъестественным. А вот в СССР о Собиборе почти не знали.
Собибор – небольшая деревушка на юго-востоке Польши в малонаселенной лесистой местности. Там в 1942-м построили секретный лагерь для уничтожения европейского еврейства. 22 сентября 43-го на первом транспорте из Советского Союза туда прибыл офицер Печерский и еще несколько красноармейцев еврейского происхождения. Их, как сильных и крепких, оставили в живых для обслуживания лагеря.
«Мы строили там бараки. Прибыл эшелон с людьми. Когда людей загоняли в газовые камеры, я услышал крик, детский крик. Когда уже пустили газ: «Мама!». На любом языке «мама» звучит одинаково. Потом я услышал женский крик. Это было, конечно, ужасно», – поделился в интервью 1984 года Александр Печерский.
«Печерский позвал меня и говорит мне: «Ты топором убить человека сможешь?». Я ему: «Если нужно для дела, смогу», – рассказал в 2015 году участник восстания в Собиборе Семен Розенфельд.
До Собибора Семен Розенфельд успел повоевать. Бил врага из орудий тяжелой артиллерии. Теперь же в распоряжении узников были самодельные ножи и топоры. Немцев под предлогом примерки по одному заманивали на склад с одеждой убитых узников и в мастерские. Меньше чем за час без всякого шума восставшие уничтожили 11 нацистов и обесточили колючее заграждение. В какой-то момент немцы заметили пропажу товарищей и подняли тревогу. Но исход из лагеря смерти было уже не остановить. Из 550 узников за лагерный забор вырвались 350. Остальных покосили пулеметы с вышек. Почти сотня потом подорвалась на минах по периметру лагеря. Еще 170 поймали и казнили немцы. 92 человека погибли на территории Польши от рук местного населения. Лишь 53 узника Собибора дожили до конца войны. Семен Розенфельд дошел до Германии. Оставил на стене Рейхстага надпись «Барановичи – Собибор – Берлин». На пенсии переехал в Израиль. И всю оставшуюся жизнь до самой смерти в 2019 году посвятил памяти о Собиборе.
«Он всегда просил: «Люди, берегите мир. Дороже мира ничего нет». В Собиборе до их восстания погибло 250 тысяч евреев. Если бы этого не случилось, неизвестно, сколько бы еще погибло людей», – рассказал сын участника восстания в Собиборе Семена Розенфельда Михаил Розенфельд.
Всеобщее признание восставшие в Собиборе получили всего 10-15 лет назад. В их честь стали открывать музеи, памятники, мемориальные доски, называть их именами улицы. Но главное – восстание в Собиборе включили в учебники истории и специальные семинары для учителей. «Я всегда задумываюсь над этим вопросом, зачем знать то, что было более 80 лет назад современному школьнику, который, слава Богу, этого не переживает. Меня, как учителя, в прошлом тоже всегда этот вопрос интересовал, и я думаю, что самое главное даже не цифры, факты, а взаимоотношения людей. Как люди в этой ситуации себя вели», – отметила руководитель образовательных программ научно-просветительного центра «Холокост» Светлана Тиханкина.
Несколько раз «собиборовцы» приезжали к Александру Печерскому в Ростов-на-Дону на годовщину восстания. 14 октября каждый из этих людей считал своим вторым днем рождения.
Специальный репортаж о том, как заключенным удалось вырваться из лагеря смерти, смотрите на телеканалах «МИР» и «МИР 24» в воскресенье, 15 октября, в 18:30 в итоговой программе «Вместе» с Екатериной Абрамовой.