Уроки Смутного времени

Причем сегодня эти воспоминания очень актуальны: тогда они хотели превратить православный народ в католиков, а сегодня мечтают сделать всех нас, извините, трансвеститами. И тогда, и сейчас главными движущими силами агрессии были бешеные западные деньги и готовность российской элиты предать свою родину за эти деньги. В самые страшные для страны времена приходит Смутное время – пора безвластия и торжества людей, готовых продать родину за тридцать сребреников. Нам пора, давно пора вспомнить главный принцип, по которому было собрано победоносное нижегородское ополчение: любого человека, отказавшегося внести свою лепту в борьбу с врагом, лишали имущества и отдавали в холопы…

Уроки Смутного времени
© Мир новостей

УБИЙЦА НА ТРОНЕ?

Борис Годунов служил в опричнине Ивана Грозного. Удачно женился на Марии Скуратовой, дочери царского фаворита Малюты. Позже сын царя Федор женился на сестре Годунова Ирине. Годунов стал не просто приближенным грозного царя, но и любимчиком. Тот часто называл его сыном, сделал боярином. Зачем ему, как потом утверждала молва, душить царя? Тот и так отдавал богу душу...

Беда пришла, откуда не ждали. 15 мая 1591 года погиб царевич Дмитрий, живший в Угличе с матерью Марией Нагой, вдовой Ивана Грозного. Нагие заявили, что мальчик был убит по наущению Годунова, и спровоцировали бунт. Тот сразу же отправил на Волгу следственную комиссию Шуйского, которая установила, что восьмилетний мальчик «тешился с робяты, играя через черту ножем», и погиб во время эпилептического припадка от ранения в шею. То, что это заключение верно, подтверждает логика. Дмитрий родился от седьмой жены царя Ивана. Православная церковь легитимными считала только три брака, поэтому юридически престолонаследником Дмитрий быть не мог. Годунов был старше царя Федора, у которого родилась дочь, а потом на свет вполне мог появиться и наследник. Царем Бориса Годунова избрали в 1598 году в силу обстоятельств, которые в год смерти царевича предвидеть было просто невозможно.

В 1598 году Федор Иванович умер, не оставив ни наследника, ни завещания. Царица Ирина трону предпочла монастырь. В сентябре Годунов венчается на царство. Он за 100 лет до Петра Великого обратил взоры на Запад: поощрял торговлю, набирал на службу иностранцев, открывал типографии. Но бороться с силами природы не мог. В 1601 году все лето лили дожди, а ударивший в августе мороз добил урожай, что повторилось и на следующий год. Начался великий голод, что, по мнению народа, стало карой божьей за грехи Бориса. Он же старался облегчить его страдания: раздавал милостыню, открыл собственные амбары. Но решить проблему не смог - только в Москве погибли 120 тысяч человек.

В это же время в Польше появился молодой человек, назвавшийся «чудом спасшимся царевичем Дмитрием Ивановичем». Самозванец заявил, что готов идти на Москву, добыть для себя «прародительский престол». Финансировал его сандомирский воевода Ежи Мнишек через графа Клаудио Рангони, представителя Папы Римского в Польше. В декабре 1604 года Лжедмитрий разбил войско воеводы Федора Мстиславского. Подкоп под Русь велся из Рима, готовившего Гришку Отрепьева на роль русского монарха. Царский трон отчаянно шатался и упал 13 апреля 1605 года после отравления Бориса Годунова. Его вой­ско, шедшее к Путивлю, присягнуло Лжедмитрию, как и многие из тех, кого он поставил управлять страной. Началось страшное для нашей страны Смутное время…

ОТЕЦ И ДОЧЬ МНИШЕКИ

«Дмитрий» и Марина Мнишек познакомились весной 1603 года в Самборе, в имении ее отца. Ей было 15 лет. Не красавица, честолюбивая и беспринципная девушка, любящая роскошь. Сватовство длилось год, будущий тесть торговался за руку дочери, которая знала, что за Гришкой стоит Рим и он далеко пойдет.

20 июня 1605 года Лжедмитрий под звон колоколов въехал в Москву. Народ верил, что наконец-то дождался законного правителя и ликовал: «Дай Господи, государь, тебе здоровья!» На Красной площади отслужили молебен, царь приложился к иконе, но псалмы православных священников заглушили литавры польских музыкантов. Марина в окружении польской знати и армии въехала в Москву 3 мая 1606 года, а 8-го в Успенском соборе патриарх возвел ее на трон. Состоялись помазание на царство, венчание и свадебные торжества с чередой пиров и рыцарским турниром поляков.

Пышная свадьба состоялась несмотря на то, что поступали слухи о начавшихся волнениях. Дмитрию была подана жалоба на одного из поляков, якобы изнасиловавшего боярскую дочь. Расследование ничего не дало. Пьяные поляки врывались в московские дома, бросались на женщин, грабили прохожих, особенно отличались панские гайдуки, в пьяном угаре вопившие, что царь им не указка, так как они сами посадили его на престол. По приказу Василия Шуйского ударили в набат. Москвичам к тому моменту был нужен лишь повод, чтобы выплеснуть на поляков накопившиеся обиды… В общем, царствование полячки продолжалось 8 дней. Ночью 16 мая Лже­дмитрия I растерзала озверевшая толпа, были убиты около тысячи поляков. Марину спасла охрана. Вместе с отцом она после отречения отправилась в Ярославль. Растерзанного Отрепьева сожгли, выстрелив прахом из пушки в сторону Польши. Но Смута только разгоралась...

Очередной царь Василий Шуйский на царя не тянул, что привело к Семибоярщине - правительству из семи бояр. Но фактически власть принадлежала польским интервентам. В 1607 году объявился Лжедмитрий II, который создал в Тушине под Москвой свой лагерь. Ему требовалось признание Мариной его как мужа. Любящий папаша «царицы» отправился на переговоры к тушинскому вору и сторговался за триста тысяч рублей. Находившаяся на девятом месяце беременности «жена» нашла «мужа» в Калуге и успела родить сына, еще одного «царевича» Ивана. Однако овдовела повторно: Лжедмитрия II убили татары за то, что он утопил их касимовского повелителя. Марина связала свою судьбу с казацким атаманом Иваном Заруцким…

КНЯЗЬ И ГРАЖДАНИН

В 1609 году центральная власть на Руси настолько ослабла, что Сигизмунд III начал интервенцию, окружив Смоленск, обороной которого командовал воевода Михаил Шеин. Так началась героическая летопись западного форпоста России. Ко времени вынужденной капитуляции у воеводы осталось не более 200 воинов, сам воевода находился в плену до 1619 года. Во время очередной войны с Польшей, через 15 лет, царь Михаил Федорович отправил Шеина в неподготовленный поход вызволять оставленный Смоленск. Сделать это он объективно не мог, был признан виновником неудачи и 28 апреля 1634 года казнен на Красной площади…

В феврале 1611 года нижегородская рать князя Дмитрия Пожарского из 1100 воинов потерпела поражение. Нужно было набирать новое ополчение, для чего потребовались деньги. Торговец Кузьма Минин был не только патриотом, но и суперменеджером. Он стал земским старостой и, проведя общегородское собрание, обеспечил финансирование этих расходов. Провел оценку имущества нижегородцев, определил причитающуюся на ополчение часть от «третьей деньги», или трети имущества до пятой. Отказников с конфискацией собственности отправляли в холопы. Сам отдал треть.

Весной 1612 года войско Пожарского двинулось вверх по Волге, пополняясь добровольцами. В Ярославле создали «временное правительство» - Совет всея земли. Рассылали грамоты в города и уезды. Численность ополчения росла - сражались и с поляками, и с разбойничьими шайками, и с самостийными казаками. После разгрома у Новодевичьего монастыря войска гетмана Ходкевича осажденный в Кремле польский гарнизон капитулировал. Смута закончилась. В 1613 году Михаил Федорович Романов взошел на российский престол. Кузьма Минин получил звание думского дворянина, а Дмитрий Пожарский - боярина.

Не найдя поддержки на Яике, разгромленный Заруцкий бежал в Астрахань, где был пленен стрельцами. Суд был скорым. Четырехлетнего сына Марии повесили. На тонкой шейке петля не затягивалась, и в итоге мальчик замерз. Заруцкого посадили на кол. Марина через год, 25-летней, умерла в темнице, прокляв род Романовых: «Ни один из них не умрет своей смертью!» Очень похоже, что проклятие сбылось, а последним аккордом этой жуткой мелодии стала смерть семьи последнего русского императора.

Борис Зуев.

Фото: LEGION-MEDIA,

WIKIPEDIA.