Многообразие творчества Елизаветы Бем. Идем на выставку в Государственном музее А.С. Пушкина
В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «Многообразие творчества Елизаветы Бем», приуроченная к 180-летию со дня рождения художницы. Ее иллюстрации к детским книгам, силуэты, открытки и литографии произвели в свое время настоящий фурор, их узнают и сегодня. Она делала эскизы для производства стеклянной посуды, которая получала призы на самых престижных выставках, и выполняла заказы для первых лиц государства. Подробнее — в материале mos.ru.
Подруга Крылова, Тургенева и Толстого
Елизавета Бем (в девичестве Эндаурова) родилась в 1843 году в Санкт-Петербурге. С самой ранней юности она решила, что хочет связать жизнь с рисованием, и поступила на обучение в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников. К занятиям относилась более чем серьезно.
«Лучшими, счастливыми годами были те, что я занималась в школе. Приватных занятий я не имела, так что затраты на мое художественное образование были самые ничтожные. Руководителями нашими в школе были такие мастера, как Крамской, Чистяков, Бейдеман, Премацци (по акварели)», — писала она.
Школу Елизавета Эндаурова окончила в 1864-м, а еще через три года вышла замуж за скрипача Людвига Бема. В 1870-м всерьез увлеклась литографией — вслед за такими именитыми мастерами, как Исаак Левитан, Валентин Серов и Иван Крамской. Последний был ее кумиром и учителем: они дружили всю жизнь и художник всегда поддерживал начинания Елизаветы Бем. Процесс изготовления литографий доставлял художнице огромное удовольствие, хотя и требовал большой сосредоточенности: на гладкую поверхность известкового камня краской или специальной тушью наносили рисунок, а чистую поверхность обрабатывали определенным составом. После тушь смывали, вместо нее наносили краску для печати, а рисунок прессом переносили на бумагу. Первые минуты славы Елизавета Бем получила благодаря шести литографиям к поэме Николая Некрасова «Мороз, Красный нос».
Кроме того, настоящими произведениями искусства были созданные ею силуэты — за 20 лет она сделала 14 серий. Одна из лучших — к народной сказке «Репка» (1881). Увидеть их можно на выставке — причем представлен не только итоговый результат, но и наброски, благодаря которым можно шаг за шагом проследить, как работала художница. Она также иллюстрировала произведения Ивана Крылова, Ивана Тургенева и многих других писателей. Особого внимания заслуживают акварельные рисунки к исторической повести Николая Лескова «Оскорбленная Нетэта», которые выделяла сама художница.
Дружила Елизавета Бем и со Львом Толстым, его книги она тоже иллюстрировала — от произведений для детей до пьесы «Власть тьмы» и романа «Анна Каренина». А портрет Льва Николаевича, написанный Бем, был массово растиражирован на открытках.
От открыток до меню для Шереметевых
Шли годы, популярность Бем росла, а среди ее заказчиков оказывались люди с громкими фамилиями, например Шереметевы, Юсуповы и Нарышкины. Елизавета Меркурьевна оформляла меню на их торжества — на выставке представлены экспонаты Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, их показывают впервые. Писала она и акварельные портреты — но только тех, кто был ей по-настоящему симпатичен, с кем она дружила. Для остальных не делала исключений даже за плату.
Однако совсем другое дело — дети: Бем их очень любила и потому за такие портреты бралась с огромным удовольствием. Детей крестьян она рисовала и вовсе бесплатно, а «моделей» находила в деревне — в свое имение под Ярославлем Бем ездила каждое лето.
«Барыня, одарив всех, принималась за срисовывание своих маленьких друзей, во всех видах и положениях, чего они не избегали, но охотно позировали…» — вспоминала ее подруга, писательница Софья Лаврентьева.
Потом на основе набросков художница создавала акварели, книжные иллюстрации, рисунки, рассказывающие о жизни в русской глубинке. Отдельно стоит сказать про открытки, которые расходились огромными тиражами, — их она любила снабжать пословицами и поговорками. Всего Бем создала более 300 композиций к ним — многие можно увидеть на выставке.
Но, пожалуй, главным трудом Елизаветы Меркурьевны стала «Азбука», к которой художница относилась очень трепетно. Издание, иллюстрирующее русский алфавит, состояло из тридцати акварелей и было выпущено в 1913–1914 годах во Франции. На каждой странице — простой незамысловатый текст и картинка, непременно добрая и трогательная.
Стекло как уникальная часть творческой биографии
В 1890-х Бем начинает разрабатывать эскизы для стеклянной посуды. По счастливому стечению обстоятельств ее родной брат Александр был директором Дятьковского хрустального завода. Она приехала к нему летом 1892 года, посмотрела на работу производства и буквально влюбилась в нее. По ее рисункам создавали графины, стаканы, письменные приборы, подставки для подсвечников — все это пользовалось огромной популярностью. Более того, некоторые изделия получили призы на Всемирной выставке в Чикаго (1893) и Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896).
На выставке в Государственном музее А.С. Пушкина в числе прочего представлен сервиз, который когда-то изготавливали на заводе. Он состоит из подноса, штофа и 12 рюмок, на каждой из которых выгравирована шутливая надпись на тему распития крепких напитков. Если присмотреться, можно заметить хитрость: дно у всех рюмок разной высоты.
Посуду, сделанную по эскизам Елизаветы Бем, покупал весь высший свет и даже члены царской семьи. Среди тех, кто восхищался талантом художницы, были Александр III и Николай II. Но главное — многое из того, что помогла создать Бем, было доступно и простым людям. Это соответствовало главной цели Елизаветы Меркурьевны: дарить искусство всем без исключения.