Значение мифов в культуре и для психики человека
С мифологией мы знакомимся еще в младших классах школы. Еще не понимая толком, откуда появились эти истории, реальны они или нет, мы впитываем мораль подвигов Геракла и рисуем себе мрачное царство Аида или могущественного бога солнца Ра. Предлагаем избавиться от путаницы в голове, вспомнить главное о мифологии и разобраться, почему мифы так привлекательны для нас.
Мифы объясняют происхождение мира и людей
Доподлинно неизвестно, когда появились первые мифы — но мы точно знаем, что в древности люди, наблюдая за явлениями природы, пытались объяснить их себе через приземленные образы, найти смысл и порядок в хаотичном мире.
Системы понимания мира через истории о могущественных богах и героях зародились в первобытных обществах. За сотни лет этот комплекс знаний накапливался, развиваясь по своему пути в каждой цивилизации, усложнялся и дополнялся деталями за столетия. На сегодняшний день мы давно не воспринимаем мифы как прикладные знания, объясняющие зарождение мира, происхождение людей и природные явления. Эту роль переняла наука. Мифы же стали скорее образовательно-развлекательным культурным феноменом, поучением из прошлого и отображением картины мира людей, живших тысячи лет назад.
Выделяют три основных группы мифов:
Этиологические мифы От греческого aetion — «причина». Такие мифы объясняют происхождение вещей и явлений — животных, растений или их свойств, гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений. Например, в скандинавской мифологии гром — это звук, который издает колесница Тора, мчась по небу. Этиологические мифы объясняют, почему мир такой, какой он есть.Исторические мифы Эти мифы пересказывают событие из прошлого, придавая ему большее значение, чем оно имело (если вообще происходило в действительности). Пример исторического мифа — история об осаде и падении Трои, описанные в «Илиаде» Гомера, или путешествие Одиссея в «Одиссее».Психологические мифы В психологическом мифе герой или героиня отправляется в путешествие, в котором должен обнаружить свою судьбу и пройти через состояние катарсиса, разрешая конфликт истории. Классический пример — миф о царе Эдипе. Стремясь избежать предсказания, по которому ему суждено убить своего отца, он оставляет свою жизнь позади. В процессе скитаний он встречает женщину и убивает мужчину, который и оказался его отцом, бросившим его много лет назад, чтобы избежать то же самое предсказание. Женщина, которую он полюбил, оказалась его биологической матерью — отсюда термин «эдипов комплекс».
Самые известные мифологии
Шумеро-аккадская мифология
Место — Древняя Месопотамия (Шумер, Вавилон, Ассирия)
Период — 4 тыс. лет до н. э.
Источники — клинописные глиняные таблички на шумерском и ассиро-вавилонском (аккадском) языках
Основные идеи — «Эпос о Гильгамеше», всемирный потоп, Вавилонская башня
Египетская мифология
Место — Древний Египет, северо-восток Африки
Период — 3050 год до н. э.–2 век н. э.
Источники — папирусы, обнаруженные в гробницах и храмах, тексты на саркофагах и стенах усыпальниц; «Книга мертвых» и сочинения греческих авторов
Основные идеи — пантеон египетских богов
Античная мифология
Место — территория Древней Греции и Древнего Рима
Период — 8–5 вв. до н. э.
Источники — трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида; «Илиада» и «Одиссея» Гомера
Основные идеи — 12 богов Олимпа и титаны
Скандинавская мифология
Место — территории современных Норвегии, Швеции, Дании
Период — 13 век н.э.
Источники — сборники древнеисландских песен «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда»
Основные идеи — скандинавские боги, мировое древо, Валгалла и Железный лес
Славянская мифология
Место — Центральная и Восточная Европа
Период — 2–1 тыс. лет до н.э.
Источники — корпус устных текстов — былины, эпические произведения о жизни богатырей и князей
Основные идеи — славянские боги, добрые и злые духи, система символов и знаков
Почему мифология привлекательна для современного человека
Швейцарский психолог и психиатр Карл Юнг отмечал, что мифология — это глубинный, изначально присущий человечеству способ обработки архетипов. Поэтому даже в современном мире, где нам доступны открытия науки, чувственная часть нашего сознания расположена к мифическим историям. Образы одной мифологии создают единую систему мира — а знакомясь с мифами разных стран, каждый человек неосознанно выбирает и внедряет в свою картину мира те образы и истории, которые близки ему.
Мифологические истории глубоко укоренены в нашем прошлом — будь то прошлое всего человеческого рода, страны или отдельно взятой семьи. Мы слушаем мифы и их вариации, которые называем сказками, уже с детства, даже еще не понимая их. Но они неизбежно остаются в нашей памяти, мировоззрении, а сказочные и мифологические персонажи становятся именами нарицательными и живут в нашей речи, образах и шутках.
О роли мифа и «избранного» героя в современном мире и искусстве можно узнать из книги «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла — американского исследователя мифологии и религии, который ввел термин мономиф. Мономиф — идея, что каждый отдельно взятый миф имеет под собой общий фундамент или мотив.
Даже если вы равнодушны к мифологии, изучение мифов полезно для понимания других стран, религий и культур мира. Это касается и популярной культуры: во многих произведениях есть отсылки к мифологическим сюжетам и персонажам. Мифология буквально вокруг нас — надо только научиться ее распознавать.