Яков Миркин: За что мы благодарны "либералу-эквилибристу" Петру Валуеву
В 38 лет он был уже действительным статским советником (то же самое, что генерал-майор). "Ваше превосходительство" - так к нему нужно было обращаться. Петр Валуев, будущий граф, был в 18 лет отмечен на московском балу Николаем I как образцовый молодой человек - за стройность, молодцеватость и обходительность - произведен в камер-юнкеры и отправлен служить в собственную Е. И. В. канцелярию с билетом - прямо в высший свет (Зельдич, "Валуев и его время").
Женился по любви на дочери кн. Петра Вяземского, а это уже пушкинский круг, и тоже - небеса. "Мои молодые здоровы и Вам всем кланяются". Так писал Вяземский Пушкину в письме от 11.08.1836 г. Молодые - Петр Валуев и его жена Мария, в девичестве Вяземская (Пушкин, "Письма"). В одном из вариантов "Капитанской дочки" герой не Гринев, а Валуев.
Еще один "высший знак" - год работы со знаменитым Михаилом Сперанским, бывшим N 2 при Александре I, по кодификации законов Российской империи. Это высший класс размышлений, знаний, представлений о будущем.
А дальше карьера. Кто сказал, что в жестко централизованном государстве (Россия при Николае I) выживают - в карьерном росте - только исполнители, покорные, послушные? Что они всегда слабее своих начальников и царствует только "отрицательный кадровый отбор"? Никак нет! Всем нужны умные тихие молодые люди, быстрые, с хорошим письмом, с отличными манерами и еще понятливые, которые вмиг исполнят любое поручение. Технократы. Это и есть Валуев 1830-х - 1850-х гг. И он настолько успешен, что еще при Николае I "вырос" до должности губернатора (Курляндия, часть Латвии). Ему 39 лет (1853), а он уже губернатор.
Вдруг взял и напал на госаппарат. Суть его - "бездушная формалистика" (Валуев, "Дневник", 1855). "Благоприятствует ли развитию духовных и вещественных сил России нынешнее устройство разных отраслей нашего государственного управления? ...Многочисленность форм подавляет у нас сущность административной деятельности и обеспечивает всеобщую официальную ложь. Взгляните на годовые отчеты: везде сделано всевозможное, везде приобретены успехи, везде водворяется, если не вдруг, то по крайней мере постепенно, должный порядок. Взгляните на дело, всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной оболочки, то, что есть, от того, что кажется, и - редко где окажется прочная, плодотворная польза. Сверху - блеск, внизу - гниль". Так написал он в своей записке "Дума русского во второй половине 1855 г." (опубликована) - и обратил на себя благожелательно внимание "высших кругов". Именно критикой, именно желанием самых глубоких изменений.
Петр Валуев пророс через жесткие, душные исполнительские вертикали, через "Ревизоров" 1820-х - 1850-х
Часто спрашивают, как появляются реформаторы, которые меняют общество? Как вдруг объявляется новый Дэн Сяопин или Людвиг Эрхард (экономическое чудо Германии)? Откуда взяться Ли Куан Ю (чудо Сингапура)? Ответ - они обязательно прорастут даже через асфальт. Так появился и Валуев - один из ровесников (в широком смысле) Александра II, вошедший в команду, делавшую великие реформы в России 1860-х гг. Пророс через жесткие, душные исполнительские вертикали, через "Ревизоров" 1820-х - 1850-х.
А за что мы ему благодарны? Он - ключевой автор земской реформы Александра II (1864 г.). С ним в России появились местное самоуправление (земские собрания, земские управы), выборность, местные бюджеты, земские школы и больницы, способность вкладывать в свой город, улучшать место, где живешь. И еще он один из носителей идеи выборного представительства на высшем уровне страны. С 1863 г. стал настойчиво предлагать включить выборных в состав Государственного совета, не ограничивая (доказывал это) самодержавную власть.
Какая успешная карьера! В 47 лет - министр внутренних дел, тайный советник (генерал-лейтенант). В 58 лет - министр государственных имуществ. В 65 лет - председатель Комитета министров Российской империи. "Моя задача - объединяющее слово превратить в объединяющий факт" (Валуев, "Дневник"). Усыпан орденами, возведен в графское достоинство, хотя был без денег, без состояния изначально и на службе себе состояния не сделал. Заведовал всем государственным имуществом, от имени империи земли раздавал в частные руки, а себе ничего не взял.
По вине сына "материальное положение... в последние годы его жизни было поистине плачевно... Под конец жизни он обитал в небольшой квартире в шумном и узком месте Екатерингофского проспекта... Я посетил его скромное жилище и, подойдя к окну, увидел напротив через узкую улицу стену пятиэтажного дома, не допускавшую ни одного солнечного луча в квартиру Валуева" (Кони, "Из лет юности и старости").
Пока же он - ловкий царедворец (любезен императору), блестящий чиновник (так видят его другие) с огромным влиянием (за это его не любят), находящийся все 25 лет службы Александру II в глубоком конфликте с тем, как должен быть правильно устроен механизм государства, и с тем, какой он есть.
А что в этом механизме не так? Как он должен быть устроен? Лучше дать Валуеву прямое слово.
Что нам нужно? "Начало правды в формах управления вообще, вместо нынешней бездушной формалистики; начало нравственного достоинства в действиях высших правительственных властей, сопряженное с началом уважения к человеческой личности" (здесь и ниже - Валуев, "Дневник"). Он писал с отчаянием о правительстве: "Никого нет... кто бы смотрел на дело с точки зрения общечеловеческой и с памятью об обязанностях правительства в отношении к правительствуемым".
Карикатура на графа Валуева называется "Либерал-эквилибрист, ловко колеблющийся во все стороны и отыскивающий благоразумную середину". Фото: Wikipedia
А что не нужно? Чрезмерной концентрации власти. "Самодержавие должно остаться неприкосновенным. Но формы его проявления должны обновиться. Управлять исключительно при помощи следственных комиссий и жандармов невозможно. Мы повинуемся, но обанкрутимся. Велика слава и польза царю от покорности банкротной массы... В наш век не довольно быть героем покорности. Самостоятельная мысль и находчивый ум тупеют от упражнения в измене самому себе по мере надобности и приказаний. Чувство достоинства, сила убеждений, вера в будущность не согласимы с системою покорности, безгласны".
Для чего? "Моя игра - игра России... Не я имею значение, а те вечные начала справедливости, человеколюбия, сострадания, уважения к правам и чувствам человечества, на стороне которых я стою... Эти начала или выиграют, или проиграют. Если же они проиграют, то и Россией будет проиграна ее историческая партия".
Этой игре, этой исторической партии - столетия. Она бросала страну из одного потрясенного состояния в другое. И каждый из нас играет в нее. Сострадание, любовь к народу как основа политики, цели - жить как можно дольше (80+), благосостояние каждой семьи - как фундамент любых реформ, "правительствуемые" - как святая святых для государства. Только так, по Валуеву, - победа в этой игре.