В Башкирии снесли поклонный крест. Кто и зачем провоцирует религиозную войну в РФ?

В Башкирии неизвестные снесли православный поклонный крест, установленный на скале Кахарманкая (Скала героев) у Павловского водохранилища севернее Уфы. Судя по фотографии, сделанной очевидцами, крест спилен чуть выше основания. Основная часть лежит рядом на земле.

В Башкирии снесли поклонный крест. Кто и зачем провоцирует религиозную войну в РФ?
© Свободная пресса

По информации местных СМИ, пятиметровый символ христианской веры был установлен около десяти лет назад участниками семейного православного лагеря. За минувшие годы это место стало популярным туристическим объектом и его стали называть «Скалой 12 апостолов».

В социальных сетях немедленно выдвинули предположение, что крест снесен некими «башкирскими националистами» по мотивам нетерпимости к другим народам и религиям. Интересно, что в репликах комментаторов новости особого огорчения не заметно. Скорее, любопытство.

Более того, если верить сообщениям местных «русских» пабликов, сепаратисты анонсировали снос еще одного православного креста - в районе села Кага Белорецкого района Башкирии. В республике действует националистическое подполье?

Власти не исключают политический мотив. Оперативники, осмотрев место преступления, возбудили дело по статье 214 УК РФ «Вандализм», часть 2-я которой предполагает порчу имущества из-за идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти. Сидеть придется до трех лет.

Окоротить вандалов вынуждает наличие в республике прецедентов. В 2020 году одна уфимская активистка уже публиковала ролик с призывом снести поклонные кресты на Урале. А через несколько дней в селе Урзян действительно подожгли крест. Кликушу посадили, но она уже освободилась.

Чего в той истории было больше, религиозного или национального? Судя по тому, что ненависть башкирской активистки вызвали не только кресты, но и «армяне» (христиане), от которых она требовала убраться из республики, речь идет все-таки о религии.

Впрочем, национализм тут может идти прицепом. Какая же религиозная вражда без «доброй» этнической чистки? Конечно, отдельные особо одаренные поджигатели социального мира найдутся всегда, но в последнее время стали, увы, заметны и системные явления, толкающие к конфликтам.

Намеренно или нет, вопрос второй. Но игнорировать «звоночки» не следует. К примеру, скандал с новыми российскими банкнотами, прогремевший накануне, может быть невинной ошибкой девочки-дизайнера, склонной к упрощению, обобщению, а может и чьей-то личной позицией. Нет?

Напомним, речь идет о купюре в 1 тысячу рублей с изображением увенчанной полумесяцем башни Сююмбике XVII века и лишённой креста Введенской церкви Казанского кремля, где размещен сейчас музей государственности Татарстана. Многие сочли это намеренным оскорблением православия.

Так это или нет, достоверно утверждать невозможно, однако в Центробанке решили не искушать судьбу и поспешили объявить о приостановке выпуска оскопленной купюры и ее доработке. Редкий пример оперативной реакции на критически значимое для общества событие. Хотя осадок остался.

Тем более, что денежной «диверсии» против межрелигиозного и межнационального согласия предшествовало еще несколько похожих эпизодов. Так, в аэропорту «Шереметьево» (сейчас им. Пушкина) фреска великого поэта включает в себя целых два храма и оба без крестов. Случайно?

И если муралы ближе к наскальным изображениям и о допустимости таких упрощений можно спорить, то в случае геральдики точность передачи деталей — обязательное для дизайнера качество. Поэтому изъятие крестов из цифрового изображения герба Новгородской области, конечно, непозволительно.

«Кресты пропадают с афиш, рекламных буклетов и постеров, затем кресты пропадают с цифровой версии государственного герба, потом с новых версий банкнот, после чего вполне предсказуемо кресты начинают падать по-настоящему», - цитирует описание происходящего Егор Холмогоров.

Похоже, здесь работает механизм, аналогичный рекламному. То или иное действие, тип поведения, отрекламированный на широкую аудиторию, после известного числа повторений становится как минимум нормой, а то и желательным стандартом поведения. Все убирают кресты и мы уберем.

Догадку эту безошибочно подтверждает история десятилетней давности, когда украинская группа FEMEN в поддержку своих сестёр по бунту сами знаете чего (Pussy Riot) спилила бензопилой поклонный крест в центре Киева (самые проницательные сразу же предрекли Украине беду).

Не прошло и недели как в России спилили еще четыре (!) поклонных креста — один в Архангельске и три на Урале. Типа, как в Киеве. Социальное поведение также зависит от модных тенденций, как и стремление натянуть мини-юбку, если это объявит правильным знаменитый заграничный дизайнер.

Эту гипотезу, видимо, подтверждает и страшная история с жителем Волгограда Никитой Журавелем, который сжег Коран, после чего был арестован, этапирован на время следствия в Чечню, как мусульманский регион, побит сыном ее главы и теперь ждет приговора и срока в местной колонии.

По словам Журавеля, он прельстился деньгами киевских кураторов. То есть сознательно пытался разжечь религиозную рознь во время СВО. Но разве до этого не было череды сожжений священной книги в Швеции? Реклама кощунства повлияла если не на самого Журавеля, то на офицеров СБУ точно.

Получается, деструктивные социальные процессы, во всяком случае в теории, могут наносить противнику ущерб не хуже артиллерии, РСЗО, танков и самолетов? Да, разлагая мораль, сея вражду, взаимную ненависть и рознь. Выбить «Ахмат» из СВО — мечта и ГУР, и СБУ. Доложат Зеленскому.

И тут имеет смысл вернуться к свежему инциденту с крестом под Уфой. Оказывается, внимательным и даже дотошным исследователем башкирского национализма, в том числе в имперский и советский период, был польский дипломат Войцех Зайончковский, работавший в России... в 2010-2014 годах.

Зачем действующему сотруднику МИД Польши (не ученому, а именно госслужащему!) копаться в перипетиях вражды региональных групп национальной интеллигенции? Уж не для того ли, чтобы лучше узнать это явление, понимать в какую точку лучше бить в будущем ради ослабления России?

С учетом этого обстоятельства и крестоповалы, и кораносжигания, независимо от реальных мотивов их авторов, выглядят как опасные, деструктивные деяния, льющие воду на мельницу внешних врагов страны. Что этому можно противопоставить? Меры социальной защиты.