Оперу "Евгений Онегин" представили в Нижнем Новгороде

В Нижний Новгород Евгений Онегин прибыл совершенно другим человеком, черты характера и поступки которого кажутся неожиданными и становятся предметом бурных обсуждений и пересудов, как это сегодня случается с многими светскими героями. Постановщики спектакля - режиссер Сергей Новиков и художник Александр Купалян - уроженцы Нижнего Новгорода, а также дирижер Дмитрий Синьковский.

Оперу "Евгений Онегин" представили в Нижнем Новгороде
© Российская Газета

По мотивам одноименного романа Пушкина великий композитор создавал вовсе не гранд-оперу, а "лирические сцены" для студенчества. Чайковский писал: "Я ищу интимную, но сильную драму..." Другое дело, что из-под его пера вышел подлинный шедевр, познавший к сегодняшнему дню сотни интерпретаций, иные из которых стали лучшими страницами истории мирового музыкального театра. И перед любым постановщиком, кто дерзнет сегодня взяться за "Евгения Онегина" , на самом деле стоит задача исполинского масштаба.

Нижегородский спектакль сделан очень стильно и атмосферно: в его воздухе разлит сплин провинциальной жизни, где зарождаются парой фатальные страсти, что описаны не только Пушкиным, но и Чеховым, и Горьким. Сценография и костюмы (от Марии Высотской) при этом составляют вполне традиционное впечатление, в отличие от поведения главных героев.

Распознать некоторые мотивации поступков героев с первого взгляда непросто

Пользуясь тем обстоятельством, что у Пушкина нет точного определения времени, режиссер разворачивает действие в период с 1799 по 1802 годы. Стык веков и правления Павла I и Александра I оказываются конвой для развития сюжета меж строк либретто. Повествование мастерски уведено в глубину исторического контекста и "энциклопедии русской жизни" начала XIX века. Но распознать некоторые мотивации поступков героев с первого взгляда непросто.

Но бесспорно, что единственное событие в жизни может разбудить в каждом человеке совершенно неизвестную личность. Так в момент ссоры Ленский, вызывая на дуэль Онегина, случайно бокал вина выплескивает на портрет императора Павла I. Его арестовывают, и дуэль уже происходит в тюрьме… И самое неожиданное в спектакле происходит именно в этой сцене: Онегин Ленского не убивает - он застреливает его секунданта Зарецкого, как минимум за то, что он нарушил несколько дуэльных правил, главное из которых - предложить мировое соглашение стреляющимся, но он этого не сделал… Хотя в знаменитом дуэте Онегина и Ленского "Враги…" и, правда, на мгновение чувствуется желание героев примериться: "Не засмеяться ль нам, пока / Не обагрилася рука / Не разойтись ли полюбовно?..".

Спектакль сделан на два абсолютно разных состава. Один молодежный (практически студенческий, в полном соответствии с первоначальным замыслом Чайковского): Ленский - 20-летний Роман Мамалимов, Ольга - Валерия Горбунова, Онегин - 26-летний Семен Антаков и Татьяна - Мария Калинина (кстати, Семен и Мария на днях отправляются в ЮАР на самый престижный в мире вокальный конкурс - Operalia Пласидо Доминго, где будут представлять Россию). Другой состав собран из более опытных солистов - Константин Сучков (Онегин), Екатерина Ясинская (Татьяна), Наталия Ляскова (Ольга), Сергей Кузьмин (Ленский). А также занятые в первых премьерных спектаклях без замен Гарри Агаджанян (Гремин), Карина Хэрунц (Ларина) и Татьяна Гарькушова (Няня), которая юному Сереже Новикову, практически каждый вечер проводившему в театре, всякий раз подписывала на память программку и шутила, что для него расписывается чаще, чем в табеле...

Постановка насыщена эмоциями в самых разных плоскостях. Передать чувственность лучше получается у молодежи. Быть более свершенными в вокале, держать баланс с оркестром театра La Voce Strumentale, от которого, честно признаться, всегда ждешь более изысканного исполнения, чем получилось в премьерные дни, взрослому составу удается результативнее, как и точнее передать режиссерский рисунок. Но совершенно феноменальной овации, остановившей действие, за свою "не предсмертную" арию удостаивается от публики Роман Мамалимов - публика хочет, прежде всего, эмоциональных переживаний, а не интеллектуального труда, которого требует этот спектакль по всем законам современного режиссерского театра. Полонез звучит на закрытом занавесе без всякого сценического действия, давая шанс публике задуматься над всем произошедшим и предположить теперешнее развитие событий.

А между тем Онегин, превратившись из дуэлянта в убийцу покидает Россию Павла I: "Охота к перемене мест / Весьма мучительное свойство, / Немногих добровольный крест"… Выясняется, что Ленский, в образе которого, казалось, Пушкин предугадал свою судьбу, лишь незатейливо, но счастливо вместе с Ольгой, прожигает жизнь на балах. А Онегин только благодаря восшествию на престол императора Александра I получает возможность возвращения в столицу, где вновь для светских дам заводить любовников становится допустимым. По сему Онегин, согласно спектаклю, полагает, что Татьяна ответит ему взаимностью, ведь муж ее "в сраженьях изувечен". На балу все дамы танцуют в черном, на юбках их платьев, как видения, возникают персонажи из сна Татьяны. Это, быть может, самая эффектная сцена спектакля наряду с отповедью Онегина, которая происходит в театре, где эпизодически возникает кадр из фильма Алексея Учителя "Матильда"… Но и здесь Евгений просчитался: Татьяна отвергает его притязания, а Гремин отбирает у него письмо своей жены, чтобы отнять шанс на шантаж или просто мечту. И в любом случае Онегина ждет лишь "жалкий жребий" в финале.

Справка "РГ"

Мировая премьера оперы "Евгений Онегин" состоялась в марте 1879 года на сцене Малого театра в Москве. Нынешняя постановка открывала 37-й фестиваль оперного и балетного искусства "Болдинская осень". И это уже стало своего рода традицией: 30 лет назад старт "Болдинской осени" дал также именно "Евгений Онегин". В истории Нижегородского театра это уже одиннадцатая онегинская постановка.