Изнанка дейтинга: как пользовательницы приложений для знакомств унижают мужчин в специальных сообществах в Интернете

Tinder ушел из России, но его пользователи перетекли в аналоги и готовятся встретить любовь всей жизни. Это бывает непросто: Интернет полнится историями о странных и иногда даже страшных свиданиях. С токсичными мужчинами борется отряд тиндер-разведчиц — пользовательниц, публикующих информацию о неблагонадежных мэтчах в тематических телеграм-каналах. Разобрались, как выглядит дейтинг-шпионаж и что о нем говорят юристы.

Изнанка дейтинга: как пользовательницы приложений для знакомств унижают мужчин в специальных сообществах в Интернете
© Super.ru

Дейтинг-приложения вошли в нашу жизнь, когда в России появился Tinder. «Знакомства в Интернете» перестали быть синонимом постыдных исканий на тематических сайтах и стали обыденностью: в дейтинг-приложениях складывались пары, гулялись свадьбы и рождались дети. Но если раньше уворачиваться от навязчивых ухажеров нужно было офлайн, теперь все изменилось. Tinder создал благодатную почву для недопониманий, поэтому пришлось вырабатывать цифровой этикет и страховаться от неадекватных пользователей.

Справились с этим не очень: приложения для дейтинга отчасти решали поставленные задачи, но создавали новые проблемы. Так, широкую огласку получила история Саймона Леваева, про которого сняли фильм «Аферист из Tinder»: израильский мошенник представлялся богачом, втирался в доверие к женщинам и выманивал деньги. Это не единственная история, пусть и самая громкая: приложения и сайты знакомств полнятся скамерами, чьи схемы иногда действительно могут быть правдоподобными и запутанными.

Кроме того, дейтинг-культура ухудшила психологический климат в обществе: исследователи считают, что юзеры приложений ощущают себя одиноко, а неудачные свидания лишь обостряют это чувство. Более философски настроенные обозреватели утверждают, что Tinder установил гегемонию рыночной модели любви: в приложении пользователи выбирают друг друга так, как выбирали бы молоко в магазине. Впрочем, про это в двадцатом веке писал еще немецкий социолог и философ Эрих Фромм, дейтинг-приложения не заставший. Так что, может, они стали лишь завершающим минорным аккордом.

В дейтинге есть серьезные проблемы с безопасностью, преимущественно женской. Исследовательский центр Pew опросил 9000 американцев и выяснил, что 60% женщин до 35 лет в приложениях сталкивались со сталкерами — навязчивыми преследователями (у мужчин показатель составляет 27%). Кроме того, никто не застрахован от опасных действий мэтчей в жизни: так, в 2019 году в Австралии был пойман серийный насильник, орудовавший через Tinder. Это не говоря про поведение, которое в России не подпадает под законодательную регуляцию: приставания, оскорбления, тот же сталкинг.

И пока службы безопасности дейтинг-аппов бездействуют, женщины объединяются в группы, чтобы противостоять опасным юзерам. Так в русскоязычном Интернете появились каналы вроде «Tinder разведчицы» и «Шпионки ЧС». По задумке, пользовательницы должны были выкладывать туда фото неблагонадежных мужчин и истории о встрече с ними. «Я решила создать канал после нашумевшей истории с Харви Вайнштейном (имеется в виду громкий инцидент с обвинением американского продюсера в сексуальном насилии. — Прим. ред.). Она показала, что зачастую жертвам нужно создать условия, чтобы они рассказали о насилии. Например, анонимность и коллективность. Мужчины вытворяют жуткие вещи и остаются безнаказанными. Так пусть их хотя бы знают в лицо и обходят стороной», — говорила создательница «Шпионки ЧС».

Однако благими намерениями вымощена дорога в ад. Иногда каналы тиндер-разведчиц поворачиваются к читателям неожиданной стороной. Некоторая часть постов содержит реальные предостережения, но куда большая — оценки, может, и неприятных, но неопасных мужчин. Попробуем рассмотреть их вблизи.

Что происходит в каналах тиндер-разведки

Когда-то мы заучили, что мужчины — с Марса, женщины — с Венеры. В каналах тиндер-шпионок это находит свое подтверждение. И если бы Ева и Адам жили сейчас, они бы поссорились из-за оставленного на диване носка. «Сергей. Была, может, и сейчас есть адвокатская контора. Была, может, и есть сейчас жена, еще двое детей. Была любовница — той, которая была, сейчас уже нет. Косоглазие небольшое. Ничего не могу сказать плохого, да и хорошего тоже», — комментирует своего спутника девушка.

Черты героя рисуются крупными мазками, но никак не складываются в лицо: «Ходили на одно свидание. В целом ничего такой. В разводе. Ощущение, что переписывается параллельно или не закрыт гештальт с женой. Пишет вяло, мало заинтересован в помощи. На встречах не настаивает. Не хочу быть одной из пяти». Верно говорят, что антоним любви не ненависть, а равнодушие.

Некоторые разведчицы пишут разгромные ревью в красках и с деталями: «От слова "тупой и еще тупее". Как с колхоза выехал, а куда заехал, не понял. Пивко, потрахаться, если зайдет, может, и пожить месяц-другой с вами». «Жирный, потеет, помощи не дождетесь, ухаживать не умеет, так сильно хочет вдуть, что мозг отключается и парня аж трясет. Скучный, неопасный. Может, кому и подойдет, потому что парень в целом неплохой», — колеблется с вердиктом пользовательница.

«Вообще ни о чем, пьет пиво постоянно, ест снеки и рад этому. В голове ветер», «Любит сижки и пивасик! На них может просить по 300 рублей». Шпионкам незнакома жалость. «Скуповат», «оплатит максимум кофе», «не стоит рассчитывать на какие-то бонусы», «может вложить в вас только член» — частые оценки неудовлетворенных встречей девушек. Другой грех — жизнь с родителями. Или вообще с бабушкой: «Живет с бабушкой, но сказал, что "она не услышит твои стоны, пока буду тебя жестко т***ать на диване в соседней комнате"».

По мнению тиндер-разведчиц, похвально не только стремление мужчины расплатиться за незнакомку, также надлежит держать себя в форме. «Толстый, лысый, противный. На голове седая плешь и пузо наперевес», «маленького роста и худой», «секс ни о чем, однозначно». Но с лица в любом случае не пить. «​​Я сказала, что такси — это мой уровень качества жизни и передвижения. На что получила нищебродское "транспортом быстрее". Девочки, с лица воды не пить, жмотство — это тяжкий грех».

Однообразие типажей ведет к тому, что шпионки прибегают к сленгу. «Не коллекционер и не попрыгун» — это про надежного мужчину. «Сказочник и иллюзионист еще тот» — тот, кого явно не стоит любить ушами. «Это виртуальщик и льет дерьмо с первой фразы» — человек не настроен общаться в реальной жизни, предпочитает эпистолярный жанр.

Чуткие к маленьким недостаткам, разведчицы часто терпимы к куда более большим изъянам. Как раз там кроются реальные предупреждения: «Был нюанс — снял втихую интим-видео без моего ведома, потом скинул. Я офигела, но на "люблю, не могу, жить без тебя не могу" забила. Начинаю его бояться». «Общительный, социопат, как животное, чувствует слабые места женщин. Имеет ярко выраженное биполярное аффективное расстройство, псевдологию и маниакальную эротоманию при эректильной дисфункции!»

Наиболее неиллюзорная опасность на сайтах знакомств — возможность попасть на скамера. Самые популярные сценарии — офицеры армии США и деловитые бизнесмены из Китая, предлагающие вложиться в перспективный криптопроект. Впрочем, бывают и реальные иностранцы, но не без сюрпризов: «Из Хьюстона, сидит ВК. Встречается на дешевых курортах, потом зовет домой по визе невесты. Дом старый, в нем заколочены окна, тонны пыли. Бывшая его — героиновая наркоманка, имеет кожное заболевание».

Отзывы на мужчин бывают положительными, с этой целью даже создан канал «Тиндер разведчица одобрено». Однако обновляется он редко — раз в несколько месяцев. Публикуются не только отзывы по анкетам, иногда просят охарактеризовать человека по фото — вычисляют женатых мужчин и «ходоков». Встречаются и посты по теме о людях, серьезно нарушающих правила здравого смысла и этики, — сообщения о криптомошенниках и харассерах. Но это не так часто.

Что говорит закон

Созданные для обеспечения безопасного дейтинга, каналы тиндер-разведки плавно превратились в сборник рецензий на юзеров. Но главная проблема не в этом. Часто пользовательницы публикуют не только фото мужчин, но и переписки с личными данными. Мы задались вопросом: законен ли в принципе тиндер-шпионаж?

По словам практикующего юриста Евангелины Столяровой, законодательного запрета на создание таких каналов не существует. Фото мужчин, которые размещены в условной «Шпионке ЧС», обычно получены из открытых источников, например сайтов знакомств или мобильных приложений, поэтому проблем с их публикацией тоже нет.

Иная ситуация с размещением переписок: право на тайну переписки и телефонных переговоров гарантированы Конституцией Российской Федерации. Кроме того, некоторые скриншоты могут содержать сведения о частной жизни лица, составляющие его семейную или личную тайну. Тут в дело вступает статья 137 УК РФ о нарушении неприкосновенности частной жизни. За публикацию переписки и разглашение личной информации предусматривается уголовная ответственность, поэтому от постинга скриншотов общения лучше воздержаться.

Проблемы, очевидно, есть и с размещением чужих ФИО или адреса. Если человек нигде не публиковал эту информацию о себе, она обладает конфиденциальным характером и, соответственно, защищена по закону. В некоторых случаях информация о действиях мэтча также может подпадать под статью 128.1 УК РФ о клевете. Для этого опороченному лицу необходимо доказать, что были распространены заведомо ложные сведения.

В общем, увы, но тиндер-разведка, какой бы полезной ни была, действительно может вести к разборкам в суде. И как тогда обезопаситься женщинам, неясно. Возможно, этим стоит озадачиться разработчикам дейтинг-эппов: тогда внутренняя модерация не только сделает приложения более приятным местом, но и снизит необходимость тиндер-шпионажа. И разрешит хотя бы один из вопросов цифровой этики.