О "башкирце" Токмаке Ильмаметове из Казанского края

В Киргизскую поземельную волость из Казанского края приезжало много татар, которые получали вотчинные права, платили ясак и тем самым в документах фиксировались как "башкиры-вотчинники". Подробнее об этом на примере судьбы "башкирца" Токмака Ильмаметова, переехавшего в волость в середине XVII века в период массового заселения края, пишет кандидат исторических наук Тагир Каримов. Его исследование приводят в дзен-канале "Татарский мир" специалисты Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

О "башкирце" Токмаке Ильмаметове из Казанского края
© Реальное время

Документы 17—18 веков часто имели замысловатые названия и оставили нам немало загадок, разгадать которые под силу только исследователям, упорно трудившимся в поисках истины. Одним из таких является историк Каримов Т.Т., к работам которого мы уже неоднократно обращались.

Одно из исследований Т.Т. Каримова посвящено изучению архивного дела со сложным на первый взгляд заголовком "Свиток без окончания и году по челобитью чувашенина Бекейки Янгикова о припуске его для общего хождения в вотчину Киргизской волости башкирца Токмака Ильмаметова". Кто же этот Токмак Ильмаметов? И что можно узнать, обращаясь к его судьбе, об истории татар? А перед нами, как показывает автор, не просто "непонятный" документ, а свидетельство о пришлых в Киргизскую волость татарах Казанского уезда, зафиксированных по превратности судьбы "чувашами" или "башкирцами".

Вот как пишет об этом сам автор:

"Вернемся к Токмаку Ильмаметову, к которому мы обратили внимание лишь только сейчас, в связи с происхождением "башкирцев" Киргизской волости. Кроме д. Токбердино, этот человек может быть причастен к возникновению соседней с ней с. Катаево. Часть угодий с. Катаево по сей день называется "Тукмаклы", а в легенде, которую записал башкирский ученый Гайса Хусаинов, есть "Тукмак карт" (т.е. "старик Тукмак"). А происхождение названия самой д. Катаево, нужно полагать, связано с именем марийца Катая Иштерякова, зафиксированного в III ревизии с списке умерших в период 1747—1762 гг. вместе с Тактагулом Токбердиным (последний, возможно, сын основателя д. Токбердино).

Мы полагаем, что Токмак Ильмаметов — внук жителя деревни Старокиргизово (ныне Илишевского района РБ) Кулчана Куккузова, который в 7140 (-5508 = 1632) году получил владенную грамоту от уфимского воеводы М.Ю. Трубецкого. В составленной Ф.С. Марваровым шеджере его имя дано "Тукман", а отца — Альмет ("Әлмәт"). Альмет (Альмемет) — диалектальный вариант имени Альмухаммет. Мы полагаем, что составитель шеджере неправильно прочитал имя "Ильмет", полный вариант которого "Ильмухамет", а диалектальный — "Ильмамет" (сокращенно "Ильмет"). Данное тюркско-арабское (с тюркским корнем "иль", имеющим значение "родина", и арабским компонентом "Мухаммет") имя свидетельствует о распространении влияния исламской религии в среде вотчинников-земледельцев. Имя — немаловажный фактор, который косвенно указывает на происхождение рода. Один раз мы указали, а сейчас, с учетом нового фактора (имени), вновь утверждаем, что этот аристократический (мурзинский) род происходит из просвещенного и наиболее религиозного Казанского уезда".

Историк приходит к выводу, что, несмотря на то, что Токмак Ильмаметов хоть и назван в документе "башкирцем", является потомком выходцев из Казанского уезда. Как пишет Т.Т. Каримов, такие, как он, "всегда знали свою татарскость", а в некоторых документах XVIII в. даже указывали "свою этничность как "татарин".