Подобный тому, что погубил динозавров: к Земле приближается огромный астероид

Мировые ученые встревожены: к Земле приближается астероид Апофис. Возможное столкновение с небесным телом ожидается очень скоро — в 2029 году. «Вечерняя Москва» выясняла, какие могут быть последствия.

Подобный тому, что погубил динозавров: к Земле приближается огромный астероид
© Вечерняя Москва

Декан физико-технологического университета Нижегородского университета имени К. Минина Николай Лапин дает пугающие прогнозы. Небесное тело диаметром 340 метров, упав на землю, вызовет взрыв и образует кратер диаметром 10 километров.

Из-за удара поднимется пыль, которая перекроет путь солнечному свету на долгий месяц, из-за чего в очаге соприкосновения возникнет похолодание, которое приведет к необратимым климатическим изменениям на планете вплоть до угрозы жизни. Впрочем, фатального конца земной жизни ученый не предрекает. Его коллеги на предстоящее событие смотрят также неапокалиптически. Армагеддона, который нам иной раз по несколько раз в год предрекают представители заокеанского Голливуда, не предвидится.

— Столкновения не будет, — говорит заведующий отделом физики звездных систем Института астрономии РАН Олег Малков. — Орбита астероида изучена. Несмотря на пересечение с траекторией движения Земли, критического взаимодействия не предвидится.

Более того, такие опасные сближения с астероидом в земной истории, по словам астрофизика, случаются регулярно, приблизительно раз в 15 лет. Все дело в том, что космос стал более близким. По мере его исследования стали известны и новые формы исходящей космической опасности, в том числе от встречи с небесными телами.

— Астероидная опасность была, есть и будет, — констатирует один из крупнейших специалистов по угрозам из космоса, научный руководитель Института астрономии РАН Борис Шустов.

Хмуро без тебя, Нишимура: комета пройдет на очень близком расстоянии от Земли

Ее представляют различные тела Солнечной системы, от космической пыли до самых крупных астероидов. Вопрос в его размере. Как рассказывает Малков, большинство мельчайших тел до нас не долетает и сгорает в атмосфере. Подобные явления можно наблюдать в ночном небе невооруженным взглядом. Когда мы это видим, думаем, что станем счастливее. Ведь говорят, что падающая звезда приносит счастье.

На другом полюсе величин — крупные небесные тела размером около и более километра. Встреча с таким астероидом фатальна для всего живого. По слова Шустова, столкновение с Землей тела размером порядка одного километра приведет к катастрофе глобального масштаба независимо от точки падения и удара.

— Сейчас уже практически доказано, что столкновение с подобным телом вызвало изменения климата на Земле и привело к вымиранию динозавров, — говорит Малков.

А между крупными и мелкими находятся астероиды в несколько сот и около сотни метров. Вот они и представляют наибольшую опасность, и могут принести разрушения локального или регионального масштаба.

— Случись Тунгусскому метеориту в начале XX века задержаться на четыре часа, он упал бы на Санкт-Петербург. К счастью, он упал в тайгу и не вызвал больших разрушений и жертв, говорит Малков. — То же можно сказать и о челябинском метеорите, который мы наблюдали в 2013 году.

Кстати, его диаметр был менее ста метров. И, как позже высказали ученые, именно из-за своих небольших размеров для астрономов он проскочил незаметно. То, что выбитые стекла в окнах челябинцев — следствие падения метеорита, — выяснили позже. А размер того же Тунгусского метеорита был около 50 метров — с 14-этажный дом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Кислов, профессор, заведующий кафедрой метеорологии и климатологии МГУ:

— Такой астероид может пробить в Земле дыру протяженностью 10 километров. Взрывной волной в атмосферу выбросит множество мелких частиц и газовых примесей. После того как атмосфера успокоится, облако с ними начнет перемещаться. А через восемь месяцев накроет земной шар. Оно перекроет путь солнечным лучам, отчего уменьшится нагревание поверхности Земли.

КСТАТИ

Астероид Апофис открыли американцы в 2004 году. Назван в честь древнеегипетского божества — чудовища Апопа (греки произносили «Апофис») — страшного змея, стремящегося уничтожить Солнце и все живое.

Ядро остынет, вирусы мутируют

Весной этого года американские ученые обнародовали свои наблюдения за умирающей звездой, расположенной в 12 тысячах световых лет от Земли. Та, умирая, поглощала вокруг себя все в пределах досягаемости. Она похожа на Солнце, но возрастом старше. Поглощенная планета напоминала Юпитер. Звездная трапеза продолжалась несколько дней. Расширение повлекло взрыв, который длился 10 дней, и после этого еще полгода ученые наблюдали остаточное свечение гаснущего объекта. Чем не агония?..Как известно, раскаленное ядро, расположенное в недрах Земли, генерирует магнитное поле, которое защищает живые организмы от смертельного космического излучения. Но ядро может охладиться. Если это произойдет, атмосферу Земли развеют солнечные ветра, а радиоактивные волны начнут уничтожать все живое. Постепенно планета перестанет вращаться, что вызовет глобальный катаклизм, при котором люди не выживут.Люди постоянно принимают антибиотики. А вместе с ними также постоянно мутируют всевозможные бактерии, и у них тоже, как и у всего живого, развивается иммунитет. Ученые предполагают, что рано или поздно закончатся все средства от заболеваний, которые раньше было очень просто излечить.