Войти в почту

Что будет с шуховскими башнями в Казани

На презентации книги историка архитектуры Айрата Багаутдинова "Мир инженера Шухова" обсудили шуховское наследие в Татарстане

Что будет с шуховскими башнями в Казани
© Реальное время

Владимир Шухов — русский и советский инженер, архитектор и изобретатель. Он впервые начал применять стальные сетчатые оболочки и создал первые гиперболоидные конструкции. Сейчас их применяют в строительстве зданий по всему миру. А самый известный проект Шухова на территории современной России — это Шаболовская телерадиобашня. Именно с угрозы ее демонтажа начался всплеск интереса к Шухову. В августе в издательстве "Альпина. Дети" вышла книга историка архитектуры Айрата Багаутдинова "Мир инженера Шухова" для совместного чтения детей и родителей. А в воскресенье, 22 октября, в Центре современной культуры "Смена" прошла презентация книги в Казани.

О Шухове заговорили десять лет назад. Тогда владельцы Шуховской телерадиобашни у станции метро "Шаболовская" в Москве решили демонтировать конструкцию. На защиту башни встало общественное движение "Архнадзор", которое занимается сохранением и изучением культурного наследия Москвы. Возможно, усилия российских активистов остались бы незамеченными, если бы не коллективное письмо всемирно известных архитекторов, среди которых британец Норман Фостер и британский дизайнер арабского происхождения Заха Хадид. Шуховскую башню удалось отстоять.

На фоне активного освещения в медиа судьбы Шаболовской башни появился интерес к архитектору, который ее проектировал. Вышло несколько документальных фильмов, а также первая книга Айрата Багаутдинова "Что придумал Шухов". Но в издании 2016 года есть много ошибок и неточностей.

Историк архитектуры Айрат Багаутдинов:— Тогда, в 2014—2016 годах, очень много построек в Москве приписывалось Владимиру Шухову. К примеру, перекрытия ГУМа или перекрытия Пушкинского музея. Некоторые ошибочные постройки вошли и в мою книгу. Одни попали туда с моей подачи, другие включило издательство, вопреки моей воле. Если у кого-то есть эта книга, то она библиографическая редкость, потому что в ней не менее 15 ошибок.

Тогда же исследователи начали внимательно изучать наследие Шухова в архивах. Так выяснилось, что Владимир Шухов не имеет никакого отношения к проектированию и строительству здания ГУМа. Ни на одном чертеже нет его подписи. Это неудивительно, поскольку Шухов был главным инженером "Технической конторы А.В. Бари", которая не занималась проектированием ГУМа. С появлением новых данных Айрат Багаутдинов решил исправить ошибки в книге и дополнить ее новыми сведениями во втором издании. Но в итоге книга была полностью переработана, и в ней были представлены не только изобретения и сооружения Шухова, но и сам инженер показан как личность, семьянин, общественный деятель и благотворитель.

Историк архитектуры Айрат Багаутдинов:— Это книга для семейного чтения. Назвать ее детской будет не совсем верно, потому что ребенку до 11—12 лет прочесть ее самостоятельно достаточно сложно. В книге встречается много инженерных и исторических категорий, которые требуют объяснения. Мне хотелось, чтобы эту книгу читали взрослые вместе со своими детьми. Я хотел простым и понятным языком рассказать про такие сложные категории, как эволюция инженерных сооружений; как Шухов пришел от арок, которые известны со времен Древнего Рима, к сетчатым перекрытиям; как от арочных перекрытий перешел к висячим, почему висячие перекрытия работают лучше и т. д.

Презентация книги вместе с блоком вопросов и ответов должна была занять полтора часа, но длилась три. Айрат Багаутдинов очень подробно рассказал биографию инженера Шухова, о его достижениях не только в строительстве, но и в "нефтянке". Да, Шухов известен своими башнями, но большая часть его карьеры была посвящена процессу перегонки нефти. Он придумал способ добычи нефти "эрлифт", спроектировал первый в стране нефтепровод для нефтяной компании Нобелей, построил экономичные резервуары для хранения нефти и фактически сконструировал первый танкер. Правда, тогда это была баржа.

Первая же сетчатая гиперболоидная башня появилась в конце XIX века. С развитием железных дорог и городского водопровода нужны были водонапорные башни с огромной емкостью наверху. Раньше их строили из кирпича, тогда они получались дорогими и тяжелыми, или в виде стальных ферм. У последних был существенный недостаток. Если башня стоит спокойно, то работают все элементы конструкции. Но если на нее "давит" ветер, то одна часть металла работает, а другая висит бесполезным грузом. А это, в свою очередь, увеличивало стоимость конструкции.

Первый биограф Шухова Григорий Ковельман записал со слов самого инженера любопытную историю. Однажды Шухов вошел в свой кабинет, когда там наводила порядок домработница. Она убрала с подоконника тяжелый горшок с фикусом и поставила его на перевернутую корзину для бумаг. При этом хрупкая корзина не сломалась под весом горшка. Именно тогда в переплетении ивовой лозы Владимир Григорьевич разглядел будущую сетчатую оболочку.Из книги Айрата Багаутдинова "Мир инженера Шухова"

Впервые новую конструкцию Владимир Шухов представил на выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Тридцатиметровая башня стала "гвоздем программы". Она была одновременно и водонапорной башней, и смотровой. Четыре шуховские конструкции расположены в Татарстане. Одна из них находится на Кукморском валяльно-войлочном комбинате и открыта для посещения. А остальные три расположены на территории Казанского порохового завода. Они недоступны для осмотра, поэтому и судьба их была неизвестна.

На презентации книги "Мир инженера Шухова" присутствовала помощник раиса РТ Олеся Балтусова. Она, как член правительства, смогла получить доступ к башням на Пороховом заводе. Сейчас конструкции находятся в аварийном состоянии. Владельцы завода уже собирались их сносить. Это три башни по проекту Шухова. Две из них высотой 25 м, одна — 14 м. На одной башне сохранился бак для воды.

Помощник раиса РТ Олеся Балтусова:— Руководство республики впервые услышало, что это не просто аварийные металлические конструкции, а ценные инженерные сооружения, которые необходимо сохранить. Нам удалось получить поручение на обследование. Инженер-конструктор Алексей Исаев, который проектировал, укреплял и строил многие объекты в Казани, вместе со своей группой проводит химический анализ металла, чтобы определить вид стали и ее характеристики. А также они делают цифровую модель башни и изучают возможность разбора.

Балтусова говорит, что дальнейшая судьба башен пока вызывает больше вопросов, чем дает ответы. К примеру, нет понимания — останутся ли башни на Пороховом заводе или одну из них можно перевезти и установить в казанском парке. "Одни загадки. Поэтому мы решили собрать в КГАСУ научно-практический семинар в середине ноября и пригласить специалистов из Нижнего Новгорода и Москвы, тех, кто занимался шуховскими конструкциями. Мы обсудим качество стали и конструкции, а также возможности тех или иных решений", — подытожила Балтусова.

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты "Реальное время", автор telegram-канала"Булочки с маком" и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке "Макулатура".