Войти в почту

Власти Северной Осетии выкупили старейший завод региона за 144 рубля

Завод "Электроцинк" официально продан Республике Северная Осетия. Уже подписаны акты о приеме-передаче региону всех объектов движимого и недвижимого имущества. Но самое удивительное - это стоимость, в которую оценили предприятие. Завод передали новому собственнику всего за 144 рубля - сумму более чем символическую.

Власти Северной Осетии выкупили старейший завод региона за 144 рубля
© Российская Газета

- Договор купли-продажи был официально оформлен еще первого августа этого года, - сообщил глава Северной Осетии Сергей Меняйло. - После тщательной инвентаризации и сверки имущества в собственность республики перешли 554 объекта плюс земельный участок площадью около 76 гектаров.

"Электроцинк" в течение почти 120 лет был одним из локомотивов экономики Владикавказа. Первый в России цинк был получен именно на этом заводе в 1905 году. На предприятии трудились почти две тысячи человек, и только налогов завод отчислял 350 миллионов рублей в год.

Причиной сначала для временной приостановки "Электроцинка", а затем принятия решения о полном прекращении его деятельности стал пожар, который случился 21 октября 2018 года. Пламя охватило электролитный цех - главное звено в технологической цепочке производства цинка и других продуктов. Общая площадь возгорания составила 4,5 тысячи квадратных метров. Причем в электролитном цеху на 500 квадратных метрах обрушилась кровля и частично стены. Фактически он был полностью уничтожен вместе с оборудованием. Во время тушения погиб спасатель.

Чрезвычайное происшествие на "Электроцинке" вызвало панику среди жителей Владикавказа. Люди начали уезжать за пределы столицы Северной Осетии, опасаясь взрыва или отравления продуктами горения, ведь на заводе были большие запасы серной кислоты и других вредных веществ. Позже экстренные службы республики заявили, что если бы взрыв действительно произошел, то в зоне поражения оказался бы весь город. Однако негативного сценария удалось избежать.

После того как пожар потушили, общественность Владикавказа начала выступать за закрытие завода. Жители заваливали местные власти письмами, выходили на улицы, требовали встреч с главой республики. Парламент Северной Осетии также проголосовал за закрытие завода. Однако прекратить работу "Электроцинка" можно было только по решению его собственника (Уральской горно-металлургической компании) или постановлению суда.

И спустя время глава Северной Осетии - на тот момент им являлся Вячеслав Битаров - объявил о том, что завод все же закроется по договоренности с руководством УГМК. Остановка "Электроцинка" стала большим ударом для бюджета региона. Но все же у большинства горожан новость вызвала радость.

- Последние 15 лет основная масса жителей Владикавказа была против продолжения работы этого завода, - объясняет общественный активист Александр Багаев. - Многие считают, что выбросы в атмосферу и отходы производства крайне негативно влияли на экологию и здоровье людей. Общественные настроения после закрытия "Электроцинка" можно выразить одной цифрой: от жителей республики мне пришло 1800 писем с благодарностями за отстаивание их точки зрения - прекратить работу предприятия.

Восстанавливать сгоревший завод собственники посчитали нецелесообразным и крайне затратным

Холдинг УГМК так объяснил причину закрытия завода: "Решение о прекращении деятельности ОАО "Электроцинк" принято в связи с технической невозможностью продолжения производственной деятельности после пожара 21 октября 2018 года, уничтожившего электролитный цех - конечный передел цинкового производства".

Восстанавливать сгоревший завод собственники посчитали нецелесообразным и крайне затратным. За сто лет он выработал свой ресурс. Те, кто следят за судьбой предприятия, помнят, что после пожара Уральская горно-металлургическая компания выставляла в интернете на сайте бесплатных объявлений сообщение о продаже "Электроцинка". Его мог приобрести любой желающий, у которого нашлись бы 1,2 миллиарда рублей. Однако никто не захотел платить за него такую сумму.

Единственными заинтересованными в получении территории предприятия оказались власти Северной Осетии, которые планируют создать здесь промышленный парк, привлечь инвесторов и разместить новые производства.