Их будущее — в их прошлом: религиовед Кирилл Привалов рассказал о корнях конфликта Израиля и Палестины

Вот уже более двух недель, с 7 октября этого года, мир с волнением следит за кровавым конфликтом между Израилем и Палестиной. Все потрясены и подлым ракетным ударом по больнице «Аль-Ахли», в результате которого погибли сотни человек. При этом в Израиле утверждают, что ракета была палестинской, а в Палестине — что израильской. Мы решили попытаться разобраться в первородных, исторических и религиозных причинах конфликта двух государств.

Их будущее — в их прошлом: религиовед Кирилл Привалов рассказал о корнях конфликта Израиля и Палестины
© Вечерняя Москва

Эскалация конфликта между Израилем и Палестиной произошла в юбилейный год: 14 мая 1948 года, то есть 75 лет назад, была провозглашена независимость Государства Израиль.

С этой же даты палестинцы ведут отсчет Накбы — национальной катастрофы, когда более 700 тыс. человек (около двух третей арабского населения Палестины) были вынуждены покинуть свои дома. Без малого век на этой земле проливается кровь, но уступать друг другу никто не намерен. Об этом мы и говорили с писателем и религиоведом Кириллом Приваловым.

— Кирилл Борисович, история конфликта сегодня доступна для изучения. Тем не менее: почему?!

— Давайте начнем с того, что такое Иерусалим и Палестина. Первое, с чем мы столкнемся, — это парадоксальность ситуации. Представьте, Иерусалим — это место, где нет ни одного источника воды. Нет ни моря, ни реки, ни озера, ни одного источника пресной воды. Дождевую воду собирали в специальные резервуары! Но тогда почему все цивилизации борются за это место? А потому, что есть некая странная закономерность: та цивилизация, которая владеет Иерусалимом, владеет и значительной частью если не Средиземноморья, то Евразии.

— Что значит владеет? Физически, ментально?

Восток запылал: против Израиля готово выступить большинство арабских государств

— Политически! Давайте вспомним, кто бился за Иерусалим. Рим, Византия, арабские халифаты, монголы — да-да, мы почему-то забываем о том, что монголы едва ли не завоевали Иерусалим, но это были монголы-христиане, устраивавшие, образно говоря, «желтый крестовый поход», как писал Гумилев. А после были турки, а потом британцы… Причем Россия тоже всегда хотела там хоть как-то, но затвердиться — если не ногу поставить, то хоть пальчик. В связи с этим в 1882 году было создано Императорское православное палестинское общество — Василий Николаевич Хитрово так ратовал за это, поскольку понимал духовную значимость Иерусалима. Кто не присутствует там, тот не присутствует в сонме великих! И это так.

Да, есть некое чудо в этой земле, и, в чем оно, я ответить не готов, поскольку, если бы знал, был бы нобелевским лауреатом. Но чудо это реально существует, ибо как еще объяснить, что все три авраамические* религии тянутся именно туда? И не только они, кстати, но и трехглавое христианство, ибо если посмотреть на христианский Иерусалим, то он расписан между тремя этими главами — православными, католиками и протестантами.

Сейчас в Европе не хотят признавать исторической правды относительно Малороссии и Донбасса. Можно не признавать и другой исторической правды, правды о том, что евреи, придя когда-то на эти земли после 40 лет блужданий по пустыне, обрели там родину, выбив, правда, оттуда моавитян, аморейцев, аммонитян... Эта ветхозаветная история, как известно, зафиксирована.

У Шукшина есть фраза: «Мы любим города, если города любят нас». Это так. Я был в Иерусалиме лишь раз. Меня встретил прекрасный журналист и издатель Леонид Белоцерковский, и он старался открыть мне этот город. А я когда-то услышал фразу и запомнил ее на всю жизнь: чтобы понять город, надо съесть мороженое на вокзале, побывать на местном рынке и обязательно отстоять службу в местном храме. Но у евреев храмов как таковых нет, синагога — это место встреч и собраний, там нет ни алтаря, ни Ковчега. И я побывал в синагоге, и чувствовал себя абсолютно адекватно.

Но все это я говорю к тому лишь, что понимаю конфликт, который у них происходит: это конфликт вокруг вот этого исторического города, эдакого города-ключа. Кто-то сочтет это эзотерикой, но не почувствовать особую энергетику этого места невозможно. И самое страшное, что это соперничество, ныне переросшее в чудовищную войну, могло бы быть вполне мирным: в этом особом месте прекрасно могут существовать рядом и синагога, и мечеть, и кувуклия (часовня над Гробом Господним. — «ВМ»). Но, увы, вступают в противоречие не только религия и культура, но и политика. Маркс говорил, что все решает экономика. Думаю, он был прав отчасти. Экономически воевать за это место нет никакого смысла — как ни крути, тут не производится ничего, кроме молитв. Политически и культурно, и мы с этого начали, оно важно. Такой вот парадокс.

Израиль, остановись: главы государств призывают к миру на Ближнем Востоке

— Я тут перечитывала, как создавался Израиль. Многие пытались извлечь из этого выгоду. Нашла слова Сталина: хорошо создать Государство Израиль, это ослабит позицию Великобритании...

— Ну, относительно Британии Сталин оказался близорук. Но, конечно, если бы не было Советского Союза, не образовалось бы и никакого Израиля… Давайте немного повспоминаем исторические события. Итак, все империи, кроме Британской, распались. И Габсбурги, и Османская империя, и Романовы, и даже не успевшие толком сложиться в империю Гогенцоллерны. Франция взяла под себя Ливан и Сирию, а Палестину — британцы. По сути, это была британская колония, заселенная в начале прошлого столетия арабами. Если почитать записки Хитрово, а он побывал на Земле обетованной восемь раз, то он отмечает, что основное население составляли арабы и бедуины, но есть и сирийцы, и левантийцы. А евреев — мало.

В России при Александре II евреям разрешили покидать черту оседлости. Многие из них начали переезжать в большие города, получать высшее образование, открывать адвокатские кабинеты, то есть они обрели возможность входить в элиту российского общества, оставаясь иудеями. Некоторые евреи крестились, но к ним, надо признать, относились с некоторым недоверием: «Еврей крещеный что вор прощенный», — говорили в народе. Но Александр III начал закручивать гайки в отношении еврейского населения: он был убежден в существовании еврейского следа в деле народовольцев.

И в самом деле, евреи пришли в революцию массово, что было совершенно несоразмерно с их местом в населении России.

— Кстати, почему он так думал про народовольцев?

— Такой была информация охранки. Ну и настроения в правящих кругах были соответствующими: вспомним дело Бейлиса**. Я тут пытался его изучать. Важная оговорочка, к слову: говорят иногда — «еврейские погромы в России». Но в России никаких таких погромов не было, ну или почти не было! А были они в основном на территории Малороссии, в Киеве, Одессе, Николаеве, Екатеринославе (Днепропетровске).

Так вот, когда в 1911 году в Киеве был убит христианский мальчик, ученик духовного училища Андрей Ющинский, полиция почему-то заподозрила в этом еврейский след. Якобы он был убит для того, чтобы сделать на его крови ритуальную мацу: версия об употреблении евреями христианской крови в культовых целях — «кровавый навет» — существует с древности. Ну полный бред, абсолютный! И особенно страшно, что Министерство юстиции поддержало эту версию.

Только она никак далее не выстраивалась, и министр юстиции Иван Щегловитов совершил ошибку — доверил заняться делом Аркадию Францевичу Кошко, человеку небогатому, а потому очень работоспособному, смелому и предприимчивому, который с нижних чинов дослужился в полицейском ведомстве до должности начальника Московской сыскной полиции. Кошко сначала отправил в Киев своего надежного человека, потом поехал туда сам,и, не поддержав официальную линию «все это совершили евреи», доказал, что они тут ни при чем, а преступление было совершено соседями ребенка — и точка. И дело Менахема Менделя Бейлиса, которого облыжно обвиняли в убийстве, в России наделало столько же шуму, сколько дело Альфреда Дрейфуса*** во Франции, да и проходили они почти одновременно. (Кстати, адвокатом Бейлиса на процессе был Василий Маклаков, будущий известный политик, дипломат и масон.) Причем если во Франции интеллектуальным застрельщиком этого дела был Эмиль Золя, то у нас в нем живейшее участие принял замечательный писатель Владимир Короленко. Все это я к тому, чтобы было понятно настроение общества, из которого евреи начали массово уезжать.

Есть, кстати, пример — очень в тему: помните, Остап Бендер называл себя «сыном турецкоподданного»? Звучит смешно, мы и не задумываемся ни о чем. А на деле он был евреем — уезжая в Палестину, евреи становились там подданными Османской империи и по возвращении в Россию (как иностранцы!) имели полное право называть себя турками. Но это к слову. Главное — уяснить, что такое отношение подготовило почву для отъезда многих евреев в Палестину. Итог: на той территории, о которой мы рассуждаем, по численности евреи вскоре сравнялись с арабами. Но те рожали, а евреи ехали. Хотя, конечно, и рожали тоже. Причем хитро: понимая, что если ребенок появляется на свет на территории Америки, то ему будет проще туда въехать, евреи начали отправлять своих беременных жен и дочерей в турне. Даже не спускаясь на берег, но находясь в территориальных водах Америки, они рожали детей, которые и становились их «пропуском» в другой мир. А вы знаете, кстати, откуда пошла сама идея сионизма? Из России. По той простой причине, что в России жила добрая половина всех европейских евреев! Разве что еврейский мир в России был достаточно закрытым, они жили обособленно, по своим законам и правилам, не стремясь пускать к себе чужаков...

Но вернемся к историческим корням. Когда Наполеон провозгласил лозунг «Свобода, равенство и братство», все проживающие на тех территориях, которые занимала великая наполеоновская армия, автоматически обрели французское гражданство. Но французы напрасно рассчитывали на благодарность: евреев такое положение дел не устраивало.

— Теряюсь в догадках — почему…

— Потому что они понимали, что государство Наполеона — светское. И таким образом ломались все тысячелетние нормы жизни и бытия «богоизбранного народа». Поэтому и сегодня защищаются необычные диссертации, например, в которых исследуется тема «Евреи в российском сопротивлении Наполеону». Евреи, кстати, отлично умели воевать, были самыми свирепыми пиратами, о чем мы как-то говорили.

Между прочим, Бразилия когда-то была отбита у португальцев именно евреями, там было под эгидой Нидерландов еврейское государство, тоже не будем забывать об этом. И, кстати, именно евреи захватили самый большой испанский караван с золотом: он шел из Мексики в Испанию, и они его атаковали.

— Это и есть то самое «большое еврейское золото», на существование которого порой намекают?

— Есть такая версия, да, но я не ученый, я интересующийся этой темой журналист. Как римский риторик (учитель ораторского искусства) Квинтилиан, я придерживаюсь тезиса «Я описываю, а не доказываю».

— Но тут что-то тут не стыкуется: Сталин выступал за образование Государства Израиль, но у самого за спиной было убийство Михоэлса...****

— И еще говорят, что он готовил еврейский погром. Хочу напомнить, что Сталин был очень самообразован. Его иногда представляют эдаким темным грузином, но это зря: он много знал, много помнил и умел выстраивать такие фигуры на политической доске, какие и Наполеону, и Александру Благословенному не снились. Но лично мне кажется, что он идею с Израилем вынашивал в одно время — сразу после победы, а мысли о «еврейском побоище» возникли у него позже. Он был подозрителен, насторожен, мало кому верил, если верил вообще. Не исключено, что ему доложили о каких-то разговорах Михоэлса с его соратниками…

— Есть версия, что Иосиф Сталин подозревал Соломона Михоэлса в создании подпольной еврейской антисоветской организации с националистическим уклоном, за что и велел его устранить.

— Все возможно, тем паче Сталин страшно боялся переворота. И знаете, как говорят: он уничтожал саму его возможность еще в уме. Джон Кеннеди говорил: «Прощайте нашим врагам, но навсегда помните их имена». Вот Сталин прощал, но имена помнил... Не думаю, что он был врожденным антисемитом, но обстоятельства… А под конец жизни с ним еще и творилось что-то не то. Это моя личная точка зрения, но все больше склоняюсь к мысли, что Сталина все же убили его соратники, почувствовав, что он готов поменять всю их команду, весь их недружный, но коллектив.

— Боялись большой чистки…

— Я думаю, не чистки, революции. И все это почувствовали. Но возвращаемся, как говорится, к нашим баранам: образование Израиля было, с одной стороны, очень важным и правильным шагом, поскольку у каждого народа должна быть своя родина. А это — их родина, хотя они ее в свое время тоже грубо «отжимали».

— А почему ортодоксальные евреи не признают Израиль как государство и считают, что евреи не должны иметь государство? Вот сделал на днях заявление раввин Довид Фельдман, он назвал Израиль нелигитимным, заявил о том, что они выступают за независимость Палестины и молятся о полном распаде Израиля, чтобы народы с разными культурами могли жить на Святой земле в мире и согласии…

— Отрицает государственность тот, кто исходит из постулатов «Весь мир — это государство» и «Каждый человек — это храм». Но хасиды — это лишь малая часть среди всех иудеев. Кстати, мало кто знает, что хасидизм как течение пришел с Украины. Там до сих пор захоронено множество их святых. По понятным причинам в последние полтора года ездить туда было невозможно, что было для хасидов большой проблемой.

— Но ведь любая религия — будь то ислам или иудаизм, православие или…

— Я понял. Да, любая религия хочет мира и призывает к нему. Но все сложно. Сейчас, например, самый большой поток уезжающих евреев идет из Франции — люди бегут, поскольку устали от арабских проделок. В историю этого вопроса слишком бурно вмешалась политика. И часть стран, тот же Кувейт, или Катар, или саудиты, будет поддерживать Палестину, а США вкладываются в проблему своим годовым бюджетом: в нем есть статья «Поддержка Израиля». Вопрос сейчас стоит один: как это остановить, как заставить их «остановиться, оглянуться», как писал Саша Аронов. Кстати, забавная история в тему: много лет назад я оказался причастен к попытке примирения палестинцев и израильтян.

Когда я еще совсем молодым человеком приехал во Францию корреспондентом «Комсомолки», со мной долго беседовал тогдашний посол во Франции Юрий Михайлович Воронцов — легендарный человек, ветеран, годившийся мне в отцы. Он очень тепло со мной поговорил, я старался соответствовать, как говорится, и у нас установился нормальный человеческий контакт. Потом он уехал, стал заместителем Шеварднадзе, прошли годы. И вот однажды меня вызвали в посольство — мол, Юрий Михайлович очень просит помочь. Я в этот момент уже работал в «Литературной газете», и именно отсутствие «партийности» у органа печати и было на руку: мне было передано — надо провентилировать у палестинцев и у евреев, насколько в реальности они заинтересованы в примирении.

А для этого, например, можно сделать материалы с послами и поставить их как Pro и Contrа по примеру того, как сейчас делаете вы в «Вечерней Москве» рубрику «К барьеру!». А руководить переговорами, если они состоятся, будет как раз Воронцов — посол в США, но человек очень влиятельный. С послом Палестины проблем не возникло, Ибрагим Сусс был музыкантом, открытым человеком. А посол Израиля Овадия Сойфер был не особо контактным, но мне помогла хорошая знакомая. В общем, я встретился и с тем, и с другим, во время разговора задавал нужные вопросы. А вскоре в Осло начались переговоры…

— Значит, все возможно. На этой оптимистичной ноте…

— Возможно и правда все. Но знаете, что сказал один умный человек? Это политолог Марсель Гоше, главный редактор влиятельного парижского журнала «Деба». Что все проблемы в Европе начнутся тогда, когда к власти в Германии придет поколение, уже свободное от чувства вины за то, что происходило во время войны. Похоже, он был прав! А в том, что можно жить рядом и мирно, я уверен. Это вопрос желания и политической воли.

* Авраамические религии — монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племен Аврааму, то есть это иудаизм, христианство и ислам.

** Дело Бейлиса — судебный процесс по обвинению Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего ученика приготовительного класса Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского 12 марта 1911 года.

*** Дело Дрейфуса — судебный процесс в декабре 1894 года во Франции и последовавший за ним социальный конфликт (1896–1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи офицера французского Генерального штаба, еврея из Эльзаса (тогда территории Германии) капитана Альфреда Дрейфуса (1859– 1935), разжалованного военным судом и приговоренного к пожизненной ссылке при помощи фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений в обществе.

**** Соломон Михоэлс — советский еврейский актер и худрук Московского государственного еврейского театра. Михоэлс занимал пост председателя Еврейского антифашистского комитета. Погиб под колесами грузовика 13 января 1948 года.

В ТЕМУ

Действительно, среди противников еврейского государства есть не только евреи левых взглядов, но и ортодоксальные иудеи. Истоки противостояния нужно искать в XIX веке, когда своего государства у евреев еще не было. Тогда в еврейском обществе начали вырабатываться два главных политических движения. Движение сионистов выступало за воссоединение еврейского народа на исторической родине в Израиле, их поддерживали представители реформистского и просвещенческого крыла в иудаизме, ратующие за отказ от наиболее устаревших традиций. В пику им нарастало движение ортодоксов, которые в новых интерпретациях иудаизма видели опасность для еврейской религии. В изгнании евреев из Израиля они видели проявление божественной воли, которую нельзя нарушать. И даже после окончания Второй мировой войны и холокоста позиция ортодоксов-антисионистов не изменилась.

В холокосте они видели проявление божественного гнева из-за нарушения божественной воли и возвращения в Израиль. Все успехи сионистов по созданию Государства Израиль и его победы над арабскими армиями антисионисты приписали помощи сатанинских сил. Конечно, в Израиле антисионистские движения считают предательскими.

ДОСЬЕ

Кирилл Привалов родился 20 марта 1954 года в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. Работал в ряде центральных газет, более 20 лет за рубежом в качестве собственного корреспондента крупных советских и российских изданий, прежде всего во Франции, где сотрудничал с изданиями «Эзоп», «Журналь дю диманш», «Пари-Матч» и «Монд», вел передачи на французском ТВ. Работал на парижском радио, вел авторские программы. Член Союза журналистов России, Международного ПЕН-клуба и Союза писателей Москвы. Кавалер орденов Искусств и литературы и «За заслуги», «Золотое перо России». Автор более 20 книг на русском и французском языках.

Полтора десятка лет вел авторские передачи на «Радио Россия» и «Радио Россия-Культура». Автор сценариев документальных фильмов, продюсер. Главный редактор журнала «Русская мысль».