Когда оценки не показатель

В биографиях выдающихся людей из мира науки и искусства стабильно прослеживается нелюбовь к классической системе образования. Причины разные, но факт остается фактом — не обязательно быть отличником, чтобы стать гением. В карточках — 9 гениев, доказавших это на своем примере.

Во время учебы в школе и Московском университете Лермонтов не пользовался популярностью среди сверстников. Дело было в его характере, острых шутках и издевках, которые влияли не только на товарищей-студентов, но и на преподавателей. Из-за этого учеба шла с натяжкой, и будущий писатель часто получал плохие отметки. К концу второго курса Лермонтов окончательно рассорился с преподавателями и отчислился по собственному желанию.

Александр Пушкин был своевольным с юношества — и поэтому в Императорском Царскосельском лицее он успешно учился только по тем предметам, которые действительно любил. Это, например, история, французская и русская литература, логика и нравственность. Вот выдержка из табеля успеваемости писателя: «В географии и истории: более дарования, нежели прилежания, рассеян. Успехи довольно хороши. В рисовании: отличных дарований, но тороплив и неосмотрителен, успехи не ощутительны».

Дмитрий Менделеев с детства не принимал классическую систему обучения. Будущий химик охотно занимался математикой и физикой, но получал «неуды» по остальным школьным предметам и даже остался на второй год во время учебы в Главном Педагогическом Университете Петербурга. Все это не помешало Менделееву изучать науку в том формате, который подходил ему, и многого добиться. Среди главных достижений — создание периодической таблицы химических элементов и открытие главной палаты мер и весов.

Когда Бродский учился в школе (1947–1955 гг.) система образования СССР строилась на пропаганде и зазубривании, что претило будущему поэту. Бродский принципиально не выполнял задания, спорил с учителями и ушел после 7 класса, оставшись без аттестата зрелости. Через много лет этот вынужденный троечник стал преподавателем на кафедре славянских языков и литературы Мичиганского университета и получил Нобелевскую премию по литературе «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью».

За восьмой класс школы Тарковский получил только три четверки: по литературе, английскому и русскому языкам. Остальные — тройки. Как и многих выдающихся людей, учеба его не интересовала — будущий режиссер занимался живописью, музыкой и дурачился с друзьями во дворе. Не бросать школу его убедил отец. После школы Тарковский без интереса год проучился в Институте востоковедения и был отчислен. И только после экспедиции в Сибирь и поступления во ВГИК он начал усердно учиться — и в итоге стал культовым режиссером.

Будущий ученый пошел в школу в шесть с половиной лет и, как и другие гении, терпеть не мог зубрить материал и следовать строгим протоколам поведения. При этом в 11 лет Эйнштейн уже изучал учебники по физике, а в 13 лет после прочтения «Критики чистого разума» решил, что Кант — его любимый автор. В Федеральном политехническом институте в Цюрихе Эйнштейн тоже был проблемным студентом, но на этом его слава троечника закончилась. Он окончил учебу с прекрасными результатами, а в течение жизни внес колоссальный вклад в развитие физики и смежных областей.

В детстве учеба в школе была неинтересна и не актуальна для Генри Форда — он вырос старшим ребенком в многодетной семье фермеров. В 12 лет вместо зубрежки уроков он проводил время в механической мастерской, которую оборудовал сам, чтобы как-то оптимизировать тяжелый ручной фермерский труд. В 15 лет он уже сконструировал свою первую паровую машину. В итоге Форд не закончил старших классов школы, не стал поступать в колледж и отказался заниматься семейной фермой. Но все эти шаги вели к тому, чтобы основать компанию Ford Motor Company, которая сегодня является одним из крупнейших автопроизводителей в мире.

Впервые придя в школу в 7 лет, Эдисон был полной противоположностью прилежного ученика: из-за плохого поведения и гиперактивности его отчислили уже через три месяца. В записке, с которой мальчика отправили домой из школы, говорилось: «Ваш сын отсталый и необучаемый. Мы не можем продолжать учить его в школе». После этого мать Эдисона начала заниматься с ним дома и привила ему любовь к учебе. Среди его изобретений — первый коммерчески успешный вариант лампы накаливания, усовершенствованные телеграф, телефон, киноаппаратура.

В детстве создательница книг о Гарри Поттере была тихоней, не успевала в школе и часто сталкивалась с буллингом. В первый день в школе на распределительном тесте она набрала 0,5 балла из 10 и была помещена в слабую группу класса. Позже Роулинг проявила себя, начала учиться усерднее, а к концу школы стала старостой, но все равно отмечала, что «никогда не была такой умной, как Гермиона Грейнджер».