Волгоградский НЭТ впервые поставил спектакль «Пигмалион»

С античных времен сохранилось предание о художнике по имени Пигмалион – том самом, который влюбился в созданную им же из слоновой кости прекрасную статую, названную им Галатеей. В начале XX века пьесу «Пигмалион» написал выдающийся ирландский драматург и романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы Бернард Шоу. С тех пор пьеса пережила тысячи постановок на самых разных сценах мира и теперь пришла в волгоградский НЭТ.

Волгоградский НЭТ впервые поставил спектакль «Пигмалион»
© Волгоградская правда

Старая сказка на новый лад

Пигмалион, согласно древнему преданию, был знаменитым и талантливым художником, жившим на Кипре. По отношению к женщинам он был деспотом, не воспринимал их как людей, поэтому долго оставался убежденным холостяком. Пока Пигмалион, наконец, не изваял прекрасную фигуру женщины – настолько, что сам же влюбился в нее. Он одевал, сажал за стол, кормил, укладывал в постель… То есть, он обращался с ней, как с живой женщиной. Когда художник понял, что больше не может терпеть этой пытки, он обратился к Афродите с горячей просьбой и с мольбой о том, чтобы его будущая жена была столь же прекрасна, как его статуя. Богиня исполнила его желание, статуя Галатеи ожила. Пигмалион женился на своей ожившей статуе. У них были со временем дети…

Два с лишним тысячелетия спустя, по фантазии Бернарда Шоу, история из древнегреческого мифа повторилась в Лондоне в минувшем веке в новом ее прочтении. Выдающийся ирландский драматург и литератор сочинил пьесу о том, как английский профессор фонетики Хиггинс, обучив на спор бедную цветочницу с улицы грамотной речи изящным манерам, сам же без памяти в нее влюбился. Это пьеса о том, насколько человек может уподобиться божественному творцу. Главная ее идея – люди из высших классов отличаются от классов низших только своим одеждой, произношением, манерами, образованием. И эта социальная пропасть между ними должна и может быть преодолена.

Преображение Элизы

Лондон. Дождь. По улице гуляют люди. Среди них безвкусно одетая девушка, уличная торговка цветами, чуть ли не замухрышка, с довольно грубой речью и манерами. Зовут ее Элиза Дулиттл. Стоящий рядом с ней именитый ученый, профессор фонетики Хиггинс записывает каждое сказанное ею слово – так он изучает простонародную речь.

Но у Элизы есть мечта. Она хочет стать продавщицей в хорошем цветочном магазине, а не обычной уличной торговкой. Поэтому она пришла к профессору, чтобы брать у него уроки грамотной речи, изящных манер.

Профессор, воспринявший поначалу эту идею Элизы скептически, затем всерьез увлекся ей. Он даже поспорил со своим партнером и товарищем, полковником Пикерингом, что если он всерьез займется бедной торговкой цветами, то через несколько месяцев ее никто не сможет отличить от настоящей леди, герцогини.

Улица возле вашего дома будет усеяна трупами мужчин, которые застрелились от любви к вам! обещает бедной девушке профессор.

Элиза тоже отнеслась к занятиям с профессором старательно, серьезно. Вскоре она преобразилась даже внешне, облачившись в новые роскошные наряды, купленные для нее профессором. Хотя поначалу в светском лондонском обществе ей было нельзя говорить ничего, кроме нескольких заученных ею фраз о погоде либо о здоровье, дабы скрыть свою необразованность и неотесанность.

Хэппи энд по-волгоградски

Чем же заканчивается спектакль «Пигмалион»? Хиггинс выигрывает у Пикеринга пари. Придя домой, он наслаждается тем, что эксперимент, от которого он уже успел подустать, наконец-то закончен. С самой Элизой он ведет себя при этом сдержанно, разговаривает с ней в своей обычной, присущей ему грубоватой манере, не обращая на девушку серьезного внимания.

Элиза выглядит очень уставшей и грустной, хотя она отныне ослепительно красива. Теперь она держит себя как истинная герцогиня. Но она несчастлива при этом. Ведь он, профессор Хиггинс, за все время своих с ней занятий не сказал ей ни единого теплого слова. Не похвалил ни разу и за то, что она блестяще справилась с поставленной им перед ней задачей. С горечью бросает она в лицо Хиггинсу наболевшие в ее душе слова:

– Я выиграла вам пари! Вам этого достаточно. А до меня вам дела нет! Если я даже умру, вас это не тронет! Куда же я теперь пойду? Что со мной будет? И что со мной станет?! Раньше я продавала цветы, но не себя. Теперь мне не осталось ничего, кроме как торговать собой!

Профессор искренне возмутился этим:

– Я создал ее из рыночных отбросов, а теперь эта гнилая капустная кочерыжка воображает себя леди!

И Элиза сбегает от Хиггинса, забрав свои вещи.

Не будем посвящать читателя во все дальнейшие перипетии этой драматической истории. В пьесе Бернарда Шоу ее финал остается открытым. Зрителям надо додумать самим, как сложатся в дальнейшем отношения Элизы с ее учителем-профессором. Но авторы нового волгоградского спектакля «Пигмалион» сделали его финал более оптимистичным и красивым, соединив судьбы Элизы и профессора Хиггинса – новых, современных нам Пигмалиона с Галатеей. Поэтому в нем – настоящий хэппи энд, как говорится в таких случаях.

Удачный дебют

Для известного волгоградского актера и режиссера Андрея Курицына новый спектакль «Пигмалион» стал его первой работой в должности главного режиссера НЭТа.

«Пигамалион» популярная пьеса, ставят на сценах ее очень много, ответил Андрей. Прежде всего, она привлекла меня самой своей драматургией. С ней очень удобно работать. В ней важен скрытый смысл. Он заключается в том, что человек должен добиваться исполнения своей мечты. Двигатель должен быть у него внутри, который должен вести его к ней. Иначе жизнь пройдет мимо него.

Все, что написано в пьесе, продолжил Андрей Курицын, не только литературно изложено автором, но интересно и в плане актерской игры. Актеры находят в ней очень много моментов для своего творческого проявления – играть, самим переживать при этом и передавать свои чувства зрителям. Когда мы разбирали с актерами сцены из пьесы, они оказались настолько удачными, что там и нечего придумывать нам было, а можно просто следовать автору пьесы. Вспомнить хотя бы такую авторскую ремарку: Элиза открывает свою душу Хиггинсу, а он при этом берет яблоко и равнодушно ест его. Он не видит, не замечает в ней живую женщину со всеми присущими ей чувствами. И только потом, позднее он признает в ней человека, прекрасную женщину и, наконец, влюбляется в нее.

Любовь. Но не только…

Главная тема спектакля не только любовь, но и вера в себя, в свой успех, объясняет режиссер.

Любовь приходит к героям спектакля в его окончании. Но она приходит к ним благодаря их желанию совершенствовать и образовывать себя, несмотря на возраст, на социальное положение, как и на прочие препятствия, говорит Андрей Курицын. Вот это главное в спектакле. Чтоб человек стремился к своей цели, чтобы он верил в свою мечту и добивался ее всеми силами, а не сидел на месте, сложа руки. И не важно при этом – богат ты или беден. Не важно, в каком ты родился сословии. Каждый человек по-своему талантлив. И если ему дается возможность проявить этот свой талант, он должен реализовать себя в нем.

Если бы Элиза не жила своей мечтой, если бы удовлетворилась тем, что она уже имела – скорее всего, ничего этого в ее жизни не случилось бы. Стоит только начать что-то делать, заняться самосовершенствованием, как перед человеком открываются большие горизонты.

В нашем спектакле я изменил немного время действия. На нашей сцене это не начало XX века, когда была написана пьеса «Пигмалион», а приблизительно конец 50-х годов, отмечает режиссер. Когда на сцене появился джаз, когда блистала Мэрилин Монро... Мне хотелось передать и музыку, и моду того времени.

Но время действия в спектакле может быть каким угодно. Главное – оставить суть произведения. Сохранить то, что хотел сказать в нем автор. Я полагаю, что это нам удалось.

Работа над этим спектаклем проделана сложная, рассказала актриса НЭТа Анастасия Фролова, исполнительница роли Элизы. Дальше мы будем его улучшать, дорабатывать. Сегодня мы очень сильно волновались. Тем более приятно нам сейчас, когда наш спектакль, наконец, состоялся.

В новом спектакле волгоградского НЭТа много песен, музыки, экспрессии и современных танцев – лучшее средство от осенней хандры.