Волгоградский НЭТ впервые поставил спектакль «Пигмалион»

С античных времен сохранилось предание о художнике по имени Пигмалион – том самом, который влюбился в созданную им же из слоновой кости прекрасную статую, названную им Галатеей. В начале XX века пьесу «Пигмалион» написал выдающийся ирландский драматург и романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы . С тех пор пьеса пережила тысячи постановок на самых разных сценах мира и теперь пришла в волгоградский НЭТ.

Волгоградский НЭТ впервые поставил спектакль «Пигмалион»
© Волгоградская правда

Старая сказка на новый лад

Пигмалион, согласно древнему преданию, был знаменитым и талантливым художником, жившим на Кипре. По отношению к женщинам он был деспотом, не воспринимал их как людей, поэтому долго оставался убежденным холостяком. Пока Пигмалион, наконец, не изваял прекрасную фигуру женщины – настолько, что сам же влюбился в нее. Он одевал, сажал за стол, кормил, укладывал в постель… То есть, он обращался с ней, как с живой женщиной. Когда художник понял, что больше не может терпеть этой пытки, он обратился к Афродите с горячей просьбой и с мольбой о том, чтобы его будущая жена была столь же прекрасна, как его статуя. Богиня исполнила его желание, статуя Галатеи ожила. Пигмалион женился на своей ожившей статуе. У них были со временем дети…

Два с лишним тысячелетия спустя, по фантазии Бернарда Шоу, история из древнегреческого мифа повторилась в Лондоне в минувшем веке в новом ее прочтении. Выдающийся ирландский драматург и литератор сочинил пьесу о том, как английский профессор фонетики Хиггинс, обучив на спор бедную цветочницу с улицы грамотной речи изящным манерам, сам же без памяти в нее влюбился. Это пьеса о том, насколько человек может уподобиться божественному творцу. Главная ее идея – люди из высших классов отличаются от классов низших только своим одеждой, произношением, манерами, образованием. И эта социальная пропасть между ними должна и может быть преодолена.

Преображение Элизы

Лондон. Дождь. По улице гуляют люди. Среди них безвкусно одетая девушка, уличная торговка цветами, чуть ли не замухрышка, с довольно грубой речью и манерами. Зовут етл. Стоящий рядом с ней именитый ученый, профессор фонетики Хиггинс записывает каждое сказанное ею слово – так он изучает простонародную речь.

Но у Элизы есть мечта. Она хочет стать продавщицей в хорошем цветочном магазине, а не обычной уличной торговкой. Поэтому она пришла к профессору, чтобы брать у него уроки грамотной речи, изящных манер.

Профессор, воспринявший поначалу эту идею Элизы скептически, затем всерьез увлекся ей. Он даже поспорил со своим партнером и товарищем, полковником Пикерингом, что если он всерьез займется бедной торговкой цветами, то через несколько месяцев ее никто не сможет отличить от настоящей леди, герцогини.

– Улица возле вашего дома будет усеяна трупами мужчин, которые застрелились от любви к вам! – обещает бедной девушке профессор.

Элиза тоже отнеслась к занятиям с профессором старательно, серьезно. Вскоре она преобразилась даже внешне, облачившись в новые роскошные наряды, купленные для нее профессором. Хотя поначалу в светском лондонском обществе ей было нельзя говорить ничего, кроме нескольких заученных ею фраз о погоде либо о здоровье, дабы скрыть свою необразованность и неотесанность.

Хэппи энд по-волгоградски

Чем же заканчивается спектакль «Пигмалион»? Хиггинс выигрывает у Пикеринга пари. Придя домой, он наслаждается тем, что эксперимент, от которого он уже успел подустать, наконец-то закончен. С самой Элизой он ведет себя при этом сдержанно, разговаривает с ней в своей обычной, присущей ему грубоватой манере, не обращая на девушку серьезного внимания.

Элиза выглядит очень уставшей и грустной, хотя она отныне ослепительно красива. Теперь она держит себя как истинная герцогиня. Но она несчастлива при этом. Ведь он, профессор Хиггинс, за все время своих с ней занятий не сказал ей ни единого теплого слова. Не похвалил ни разу и за то, что она блестяще справилась с поставленной им перед ней задачей. С горечью бросает она в лицо Хиггинсу наболевшие в ее душе слова:

– Я выиграла вам пари! Вам этого достаточно. А до меня вам дела нет! Если я даже умру, вас это не тронет! Куда же я теперь пойду? Что со мной будет? И что со мной станет?! Раньше я продавала цветы, но не себя. Теперь мне не осталось ничего, кроме как торговать собой!

Профессор искренне возмутился этим:

– Я создал ее из рыночных отбросов, а теперь эта гнилая капустная кочерыжка воображает себя леди!

И Элиза сбегает от Хиггинса, забрав свои вещи.

Не будем посвящать читателя во все дальнейшие перипетии этой драматической истории. В пьесе Бернарда Шоу ее финал остается открытым. Зрителям надо додумать самим, как сложатся в дальнейшем отношения Элизы с ее учителем-профессором. Но авторы нового волгоградского спектакля «Пигмалион» сделали его финал более оптимистичным и красивым, соединив судьбы Элизы и профессора Хиггинса – новых, современных нам Пигмалиона с Галатеей. Поэтому в нем – настоящий хэппи энд, как говорится в таких случаях.

Удачный дебют

Для известного волгоградского актера и режиссерна новый спектакль «Пигмалион» стал его первой работой в должности главного режиссера НЭТа.

– «Пигамалион» – популярная пьеса, ставят на сценах ее очень много, – ответил Андрей. – Прежде всего, она привлекла меня самой своей драматургией. С ней очень удобно работать. В ней важен скрытый смысл. Он заключается в том, что человек должен добиваться исполнения своей мечты. Двигатель должен быть у него внутри, который должен вести его к ней. Иначе жизнь пройдет мимо него.

– Все, что написано в пьесе, – продолжил Андрей Курицын, – не только литературно изложено автором, но интересно и в плане актерской игры. Актеры находят в ней очень много моментов для своего творческого проявления – играть, самим переживать при этом и передавать свои чувства зрителям. Когда мы разбирали с актерами сцены из пьесы, они оказались настолько удачными, что там и нечего придумывать нам было, а можно просто следовать автору пьесы. Вспомнить хотя бы такую авторскую ремарку: Элиза открывает свою душу Хиггинсу, а он при этом берет яблоко и равнодушно ест его. Он не видит, не замечает в ней живую женщину со всеми присущими ей чувствами. И только потом, позднее он признает в ней человека, прекрасную женщину и, наконец, влюбляется в нее.

Любовь. Но не только…

Главная тема спектакля не только любовь, но и вера в себя, в свой успех, объясняет режиссер.

– Любовь приходит к героям спектакля в его окончании. Но она приходит к ним благодаря их желанию совершенствовать и образовывать себя, несмотря на возраст, на социальное положение, как и на прочие препятствия, – говорит Андрей Курицын. – Вот это – главное в спектакле. Чтоб человек стремился к своей цели, чтобы он верил в свою мечту и добивался ее всеми силами, а не сидел на месте, сложа руки. И не важно при этом – богат ты или беден. Не важно, в каком ты родился сословии. Каждый человек по-своему талантлив. И если ему дается возможность проявить этот свой талант, он должен реализовать себя в нем.

Если бы Элиза не жила своей мечтой, если бы удовлетворилась тем, что она уже имела – скорее всего, ничего этого в ее жизни не случилось бы. Стоит только начать что-то делать, заняться самосовершенствованием, как перед человеком открываются большие горизонты.

– В нашем спектакле я изменил немного время действия. На нашей сцене это не начало XX века, когда была написана пьеса «Пигмалион», а приблизительно конец 50-х годов, – отмечает режиссер. – Когда на сцене появился джаз, когда блисталро... Мне хотелось передать и музыку, и моду того времени.

Но время действия в спектакле может быть каким угодно. Главное – оставить суть произведения. Сохранить то, что хотел сказать в нем автор. Я полагаю, что это нам удалось.

– Работа над этим спектаклем проделана сложная, – рассказала актриса НЭТва, исполнительница роли Элизы. – Дальше мы будем его улучшать, дорабатывать. Сегодня мы очень сильно волновались. Тем более приятно нам сейчас, когда наш спектакль, наконец, состоялся.

В новом спектакле волгоградского НЭТа много песен, музыки, экспрессии и современных танцев – лучшее средство от осенней хандры.