«Многие погибали»: историк Мазурин рассказал, как Ямал прошел через время репрессий
Гибель людей от репрессий на Ямале связана с общей неорганизованностью, когда людей высылали в холод без всякого обеспечения, рассказал в беседе с корреспондентом «Ямал 1» Алексей Мазурин, заведующий сектором новой и новейшей истории МВК имени И.С Шемановского. Он описал страшную правду о событиях тех лет. — Алексей Браниславович, Ямал стоит рассматривать больше как место ссылки или как место, где проводились политические репрессии? — Ямало-Ненецкий национальный округ [старое название — Прим.ред] ничем не отличался от остальных территорий Советского Союза. В истории СССР было такое время, когда проводились массовые политические репрессии. Это были 30-е годы в первую очередь. Связано это с тем, что формировался новый тип государства и очень много было тех, кто не согласен с этими изменениями. Поэтому государству приходилось бороться с ними. Мы сегодня осуждаем то, что происходило, но по тем временам большинство населения не было против, а иногда даже согласно с тем, что репрессии проводились. Все это происходило в рамках того времени, и сегодня мы не можем говорить, что, может быть, было бы не так что-то, потому что история не терпит сослагательного наклонения. Мы можем просто говорить, что сегодня осуждаем. А вот разводить демагогии о том, могло ли этого не быть, тут уже неправильно, наверное. — Что происходило на Ямале, с кем здесь боролись? — На Ямале население всегда было небольшим. Здесь на месте бороться было не с кем, кроме как с богатыми оленеводами, сопротивляющимися советским нововведениям, и зависящими от них шаманами. Если были какие-то вооруженные выступления против советской власти, естественно, они пресекались. В 1934 году были стычки и столкновения, первая так называемая «Мандалада». Всегда, когда происходит что-то новое, находятся силы, которые противостоят этому. Не сильно тогда задумывались: надо что-то оставлять или не надо. Была поставлена задача, и эту задачу решали. Это, естественно, задело интересы очень многих, но, в первую очередь, богатых. Восстание не было масштабным и массовым, потому что большая часть населения была относительно бедной и не прочувствовала нажима от власти. Фото: Правительство ЯНАО | yanao.ru — Кого привозили в ссылку на Ямал? — Это были богатые зажиточные крестьяне, которых называли кулаками. Также были те, кто с оружием в руках выступал против советской власти, против организации колхозов. Их выселяли из тех мест, где они жили, вместе с семьями. Действовала политика на уничтожение кулачества как класса. — А что они делали здесь? — Направляли их на рыбодобычу. Вот эта вся общая дезорганизация всего процесса. Даже сейчас очень трудно перемещать людей на какое-то пространство просто так. На неподготовленные совершенно участки. Это и есть самое главное, что связано с массовыми репрессиями, с болью, с несчастьем, с гибелью людей, которые оказались на севере совершенно неподготовленные. Но почему-то больше всего, когда заходит разговор о массовых репрессиях, начинают обсуждать 501-ю стройку. Вот это уж вообще никоим образом не относится к массовым репрессиям. Это было всего-навсего использование труда заключенных на стройках. А не то, что в 30-е годы осуждали всех тех, кто выступал против власти. Выселяли, отправляли куда-то, не обеспечивая при этом ничем. Многие из спецпереселенцев погибли, а кто-то остался. Некоторые включились в ту жизнь, которая была на новых территориях. Фактически именно спецпереселенцы строили Обдорский хлебокомбинат, а потом работали на этом предприятии. А потом члены их семей остались здесь навсегда и поэтому у нас очень много представителей разных национальностей. Даже в самом Салехарде. И калмыки, и молдаване, и евреи, и немцы. Их потомки до сих пор здесь живут. Фото: VK | Стройка 501, 503 ГУЛАГ - "Мертвая дорога" — Сколько людей прошло через Ямал? Сколько из них погибло, сколько выжило? — Эти цифры были достаточно долго засекречены. Использование любых цифр — оно лукаво. Неслучайно статистику называют царицей вранья. Понятно, что тысячи. <...> Но зато большинство населенных пунктов, расположенных вблизи Оби, которые появились в 30-е годы, та же Аксарка, те же Горки, исчезнувшие поселки, стоявшие на Обской губе, например, Шуга — это как раз были те места, где оставляли спецпереселенцев, чтобы они там сами себе строили дома, организовывали рыбодобычу и дальше, как хотели, так и выживали. Очень многие просто погибали, потому что не знали, что тут делать и как. Бедные калмыки, которые из своих степей. Они в землянках каким-то образом выживали. Это страшно на самом деле, даже представить тяжело. — Как высылка повлияла на тех, кто выжил? — Они не озлобились, не выродились, они укрепились. И многие из спецпереселенцев в дальнейшем стали отличниками производства. Орденами и медалями были награждены. Очень много немецких фамилий, литовских. У нас, как минимум, два героя Советского Союза на Ямале из семьи спецпереселенцев. Анатолий Михайлович Зверев, например. Он в жизнь-то вышел благодаря тому, что получил образование в Салехарде. Холодный Ямал принял к себе очень много людей, которые в дальнейшем создали его национальное многообразие. — Понятно, что вопрос очевидный, но все-таки. Как вы думаете, почему мы должны помнить жертв политических репрессий? — Да все очень просто. Это всегда сквозит рефреном. Чтобы не повторялось это, чтобы политические репрессии, наказание за то, что ты в чем-то не согласен с сегодняшней властью, такие жестокие наказания, чтобы они не повторялись. Чтобы люди не погибали за то, что у них есть свое собственное мнение. Да, они могут быть осуждаемы, но не так, чтобы их забирали, срывали с места, лишали имущества и отправляли неизвестно куда. Вот этого чтобы не было больше. Не хотелось бы жестокого наказания за инакомыслие. Ранее «Ямал 1» писал, что губернатор ЯНАО Артюхов обратился к ямальцам в День памяти жертв политических репрессий..