Дело Казем-Бека: земский начальник и новатор в сельском хозяйстве
Николай Казем-Бек, сын известного востоковеда Александра Казем-Бека, был активным участником местного самоуправления, находясь на государственной службе. Выступал новатором в агросфере, призывая к внедрению сельхозтехники, и стал первым владельцем автомобиля в Казани. Подробнее о его жизни в дзен-канале "Записки о провинции" рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Елена Миронова.
Николай Александрович Казем-Бек родился в середине XIX века. Он был внебрачным сыном профессора-востоковеда Александра Касимовича Казем-Бека. Мальчик воспитывался в чужой семье. И только спустя годы получил право ношения отцовской фамилии.
Н.А. Казем-Бек оставил яркий след в жизни Казанской губернии, выступая активным участником местного самоуправления, а также находясь на государственной службе.
В земстве он выступил в качестве новатора в агросфере, выступая за внедрение сельхозтехники. Например, он приобрел паровые прессы для брикетирования сена. А будучи земским начальником Казем-Бек открыл в Лаишевском уезде приют, для которого купил шерстобитку, позволившую воспитанникам зарабатывать.
Но не все начинания Николая Александровича имели успех. В ходе заготовительной кампании 1906—1907 годов с ним произошел инцидент, получивший громкую огласку в прессе. Казем-Бек тогда совершал крупные хлебные сделки и пользовался солидным кредитом и отличной репутацией. Именно поэтому Казанская губернская земская управа заключила с ним контракт на заготовку зерна. Но из-за изменения цен на рынке контрагенты Казем-Бека не выполнили взятых обязательств, и Николаю Александровичу пришлось закупать хлеб по завышенной стоимости. В итоге Казем-Бек разорился и недопоставил хлеба на солидную сумму, полученную в качестве аванса.
Что же касается членов губернской земской управы, доверившихся авторитету Казем-Бека на хлебном рынке, то они пошли под суд. Их признали виновными в "небрежности и неправильном расходовании средств", а председателя управы П.И. Геркена отстранили от должности с обязательством возместить госказне все убытки.
О решительном характере Казем-Бека говорит еще один эпизод на общем собрании земских гласных Казанской губернии, проходившем в декабре 1905 года. Гласный В.А. Куприянов в ходе совещания заявил, что правительство не следует курсом, заданным манифестом 17 октября 1905 года, и это толкает на борьбу с властью. Он поддержал радикальные партии, в частности Крестьянский союз, который на крестьянском съезде призвал не платить податей в случае преследования союза. Один из участников съезда, крестьянин села Каинки Свияжского уезда С.С. Макаров попросил голоса, но председатель отказал под предлогом, что он не является членом съезда земских гласных. Направляясь к выходу, Макаров бросил: "Волки в овечьей шкуре и черносотенцы". Его тут же окружила толпа возмущенных участников собрания и публики. А.Н. Казем-Бек даже нанес Макарову несколько ударов. Позже Казем-Бек принес свои извинения собранию, которое решило "предать это дело забвению". Однако Куприянова не устроило это решение, поскольку таким образом собрание косвенно одобрило действия Казем-Бека, и Куприянов отказался от дальнейшего участия в нем.
В ходе аграрной реформы, проводимой председателем правительства Российской империи П.А. Столыпиным, материальное положение Казем-Бека усугубилось. В 1911 году в Казани вышла подготовленная Николаем Александровичем брошюра "Причины моего разорения".
Немало испытаний на долю Николая Александровича выпало и в личной жизни — овдовел, едва сыграв свадьбу. Его избранницей была Елизавета Дмитриевна Оболенская. Чтобы содержать свою будущую семью, Николай поступил на госслужбу земским начальником. Желая показать возлюбленной открытый им приют, он отправился с ней в село Алексеевское Лаишевского уезда. Это было весной 1894 года. На обратном пути, переправляясь через Каму, они стали тонуть. Николай остался жив, а вот девушка погибла. По одной из версий, Казем-Бек не умел плавать, а Елизавета Дмитриевна, спасая мужа, выплыть уже не смогла.
В последующем он женился во второй раз.
Николай Александрович также известен как первый владелец автомобиля в Казани. Газета "Казанский телеграф" так описывает его первое появление в городе в 1903 году:
"Большую сенсацию среди публики вызвал появившийся третьего дня на казанских улицах автомобиль. Автомобиль проехал по Черноозерской улице, по Рыбнорядской и по Вознесенской, и на этой улице остановился в доме Николаи. Проходивший автомобиль привлек массу любопытной публики, бежавшей за экипажем. Как оказалось, автомобиль принадлежал землевладельцу Казем-Беку и находился постоянно в его имении".
Умер Николай Александрович в 1918 году, но обстоятельства его смерти неизвестны.